Загрузить еще

Мода на "эко"

Мода на
Фото: Украинцы все больше предпочитают экологически чистые, «проверенные» продукты. Фото: Thinkstock

Большая разница

Экология нынче в моде: европейцы хотят питаться экологически чистыми продуктами, да еще при этом не слишком вредить окружающей среде. С 2008 года оборот органической продукции в странах ЕС ежегодно увеличивается на 8%, а под органическое фермерство выделяют 500 тысяч гектаров земли. Есть здесь и меркантильный интерес, ведь такое производство приносит 20 млрд евро в год!

К сожалению, в Украине время для повторения европейского опыта еще не пришло. По словам начальника аналитического отдела консалтингового агентства ААА Марии Колесник, с одной стороны, опросы говорят о том, что подавляющее большинство наших соотечественников готовы отдать предпочтение именно экологической пище. С другой - уровень жизни в Украине невысок, и очень немногие готовы платить за такие продукты адекватную цену. К тому же не следует забывать о том, что органическая продукция в Европе и у нас - это большая разница. В Европе для того, чтобы, например, творог считался органическим, должны быть выполнены десятки условий, вплоть до сертификации поля, на котором паслась корова. У нас такое название зачастую ни к чему не обязывает, являясь просто маркетинговым ходом. 

Отмывание репутации

Сегодня, когда химическую промышленность уже впору признавать одной из отраслей пищевой, украинцы стараются уходить от "химии", отдавая предпочтение экологически чистым товарам. Многие делают выбор в пользу продуктов, на этикетках которых есть пометка "био", "органик", "эко" и т.д. 

Такие приставки ассоциируются у потребителей со здоровой пищей, однако, говорят эксперты, производители просто вводят нас в заблуждение. По результатам рейдов украинских общественных организаций, проведенных весной 2014 года, оказалось, что такие слова на упаковках используются некорректно - 70% продукции с пометкой "экологический" или "органик" не имели соответствующих подтверждающих документов и сертификатов. У такого недобросовестного бизнеса есть специальный термин - "гринвошинг", что в переводе с английского означает "зеленое отмывание" репутации.

Зеленый журавлик

Чтобы люди не потерялись в терминах и не стали жертвой обмана, в свое время была принята международная экологическая сертификация и маркировка. В Украине программа экологической маркировки была разработана в 2003-м. Она призвана информировать потребителя о преимуществах продукта, влиянии на здоровье человека и окружающую среду. Продукция, которая прошла экологическую сертификацию, получает право размещать на этикетке знак "Зеленый журавлик".

Примечательно, что этот знак можно увидеть не только на продуктах. Таким значком могут быть помечены строительные материалы, ковры, косметика, ткани, керамика, канцелярские и другие товары и даже услуги. "Зеленый журавлик" подтверждает экологическое преимущество и безопасность маркированной продукции, которая прошла экологическую сертификацию

- Этот знак говорит о том, что требования экологических стандартов соблюдались на всех этапах производства, - отметила "Комсомольской правде" в Украине" директор Центра экологической сертификации и маркировки Светлана Перминова. - Это особенно важно для предприятий, ориентированных на экспорт, ведь там потребители уже привыкли делать сознательный выбор в пользу продукции с лучшими показателями качества и безопасности. К сожалению, у нас экологическая культура еще только зарождается. 

Тем не менее эксперты ООН уверены, что Украина имеет большой потенциал в сфере развития экорынка. И этой возможностью нам обязательно надо воспользоваться. Не исключено, что производство экопродукции в нашей стране начнет набирать обороты уже в ближайшее время, а пока украинским покупателям не лишним будет тщательно изучать этикетки и обращать внимание на настоящую экосертификацию. 

СПРАВКА "КП"

Знак "Зеленый журавлик" признан мировой общественностью как знак соответствия сертификационной системе согласно ISO 14024 и входит в международный реестр Глобальной сети экологической маркировки (GEN).