Николай - инженер-механик по образованию. Всю сознательную жизнь возится с железяками. Но самая большая его страсть - старинные авто. Он их не просто реставрирует, но и сам ездит.
ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - РУКИ
- На каждый день у меня есть "Москвич-407" 1956 года выпуска, а для парадных выездов - BMW-321 1937 года, - презентует свой парк Николай.
"Москвич" - он и есть "Москвич", а вот вишнево-бежевый BMW действительно впечатляет. Что экстерьер, что интерьер - великолепны! Рассматриваю под разными углами кузов - ищу бугорки или ямки. Не нахожу - идеальная поверхность. Причем не плоская - сплошные закругления да радиусы.
- Вы для шлифовки и полировки специальное оборудование используете? - уточняю.
- Только руки. Ну и наждачная бумага, само собой.
- Это ж сколько времени уходит на один автомобиль?
- От 6 до 8…
- …месяцев?
- Лет, - спокойно ответил мастер.
ЖЕНА ХОББИ ПОДДЕРЖИВАЕТ
Во времена СССР в гаражных кооперативах сформировалась целая субкультура. Счастливые владельцы "запорожцев" и "москвичей" должны были практически непрерывно ремонтировать эти произведения советского автопрома. Возились с ними по выходным, а примерно к часу дня в самом гостеприимном гараже ящик из-под помидоров накрывался газеткой, раскладывались сало, лук, соленые огурцы, колбаска, картошка в мундире. И, конечно, над всем этим великолепием высилась бутылка "Столичной". Когда начинало темнеть, в гаражи прибегали разъяренные жены и разгоняли засидевшихся мужиков по домам.
Впрочем, не только тусовкой для тех, кому хорошо за 40, были кооперативные гаражи. Такие, как Николай Яньшинов, делали здесь из ржавого хлама просто чудеса! Да и жена у него мудрая, увлечение мужа поддерживает, считая, что у мужчины руки должны быть заняты, чтобы дурные мысли в голову не лезли.
- Первым я восстановил вместе со старшим братом австрийский трофейный "Штайр-50"1935 года выпуска. В создании этого небольшого автомобильчика принимал участие сам Фердинанд Порше, и это видно по его формам - они перекликаются с обводами "Фольксвагена Жука", который появился чуть позже, - продолжает мой собеседник. - Отреставрированный автомобиль купил один житомирянин, но что-то редко выезжает на нем.
"СВОЕГО КРАСАВЦА НЕ ПРОДАМ"
После "Штайра" Николаю захотелось уже чего-то своего. Вернувшись из армии, купил старенький "Москвич-401" (эта модель скопирована с довоенного Opel Kadett). Реставрировал машину 6 лет. Разобрал до винтика, каждую деталь драил и полировал. Недостающие вытачивал сам. И как только начал ездить на нем, один его товарищ пристал как банный лист: "Продай!" Продал за 2500 советских рублей.
- У меня на примете как раз был вот этот BMW-321 1937 года выпуска, который ржавел в сарае в одном селе, - поясняет свою уступчивость мастер. - Достался он мне за те же 2500, но на его восстановление нужны были деньги. Много денег.
- Сколько именно, можете сказать?
- Очень трудно подсчитать, - вздыхает он. - Но с каждой зарплаты 10 процентов отстегивались в пользу гаража. Процесс восстановления BMW занял 8 лет. Он достался мне в ужасающем состоянии - ржавчина проела миллиметровую сталь кузова до дыр: и крыша, и днище, и крылья с фарами - все было изъедено. Варил, рихтовал, шпаклевал…
- Желающих купить BMW не было?
- Реальный покупатель был один - итальянец из Рима. Приезжал в начале 2000-х в Житомир с женой-украинкой. Машина ему понравилась. Цена - 10 тысяч долларов - тоже. Но сделка расстроилась - итальянцу показалось дорогой транспортировка автомобиля в Италию на лафете. Теперь уже я за "десятку" не продам своего красавца.
Николай завел BMW. Звук мотора показался совершенно необычным - этакий рычащий баритон. Сложные ощущения переживаешь, стоя рядом с таким вот "ископаемым". Словно рядом - оживший мамонт или сам совершил прыжок во времени на 75 лет назад.
- Да, это затягивает… - угадал мои мысли мастер.