На днях в цокольном этаже павильона № 1 московского ВДНХ работники наткнулись на огромный барабан с намотанным на него холстом. Оказалось, это картина классика соцреализма Александра Герасимова, которая долгие годы считалась утраченной!
Находка мирового масштаба
На огромном холсте 7 на 11 метров - Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников - ударников труда 1935 года. На том съезде, собственно, и решено было построить ВДНХ.
Картина была написана в 1953 году. После разоблачения культа личности Сталина многие его изображения уничтожались. Но у хранителей павильона не поднялась на такое огромное полотно рука: его упаковали и спрятали.
Картину планируют отреставрировать - причем прямо в "Центральном" павильоне ВДНХ. Посмотреть, как оживают краски на холсте, сможет любой желающий.
По оценкам искусствоведов, находка - событие мирового масштаба! Эксперты сейчас определяют ее оценочную стоимость.
И, конечно же, полотно вызвало бурный интерес к автору - художнику Александру Герасимову.
|
Зять Ворошилова
- Вокруг его имени ходит много споров, - рассказывает искусствовед, директор Академии художеств РФ Андрей Толстой. - И хотя Герасимов считается классиком соцреализма, в душе оставался импрессионистом - тонким живописцем, прекрасно изображавшим натюрморты, цветы, лирические этюды... Начинал Герасимов с этюдов, потом перешел к изображению вождя. Первый раз написал портрет Сталина по фотографии. Работу оценили в Политбюро, показали прототипу - и в следующий раз тот ему непосредственно позировал.
Герасимову удалось создать канонический облик Сталина. Он стал обласканным властью придворным живописцем. Его работы тиражировались, и художник получал многочисленные авторские, был весьма обеспеченным человеком. Герасимова не без протекции Ворошилова назначили первым президентом созданной в 1947 году Академии художеств СССР. Ходили разговоры, что художник был женат на приемной дочери Ворошилова.
- Периодически Герасимов выступал на всевозможных съездах, - продолжает Андрей Толстой. - Доклады сам не писал - ему давали готовые. Известна такая история: выступал он как-то на конференции, вернее, читал с бумажки. Сначала бойко, когда речь шла о роли власти и лично товарища Сталина. А вот когда доклад коснулся профессиональных вещей (условно говоря, как правильно класть краску), то он, оставаясь в душе импрессионистом, читать начал все медленнее и медленнее. И наконец, зачитав очередную фразу, заявил: "Нет, а вот с этим я категорически не согласен!"
|
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
"Отец народов" ему не позировал
- Одно время Герасимова называли любимым художником Сталина, - объясняет Наталья Александрова, зав. отделом живописи второй половины XX века Государственной Третьяковской галереи. - Но документальных доказательств этому нет. Только рассказы самого Герасимова, что он общался со Сталиным, видел его в ближнем кругу. Да, у Александра Михайловича четыре Сталинские премии. Но, например, Кукрыниксы получили пять Сталинских премий. Нет доказательств, что вождь ему лично позировал.
|
КСТАТИ
Какие еще пропавшие полотна находили
В ТЕМУ
Два вождя после дождя
Его классическую картину "Сталин и Ворошилов в Кремле" в народе называли "Два вождя после дождя". На ней художник со вкусом, ярко написал зелень, лужи, капли воды на ограде, что вообще-то для подобных портретов - вещь недопустимая. Считалось, что такие яркие детали отвлекают от образа вождей. Критики сразу заметили, что на картине в одном месте отсутствует ограда. Сталин и Ворошилов будто нависают над бездной. Что хотел сказать этим художник - до сих пор загадка.
- Он изображал из себя пролетария, но по сути был барином, - говорит ректор Санкт-Петербургского государственного института живописи им. Репина Семен Михайловский. - Выходец из купеческой семьи, Герасимов любил красиво одеваться, обожал роскошь и шик. Кстати, он для души любил писать "голышек" - обнаженных дам пышных форм. Видно, интересовался плотью… А обычным его обращением к любому человеку было "милый", как, например, у маршала Бориса Шапошникова, который называл всех, даже незнакомцев, "голубчиками".