7 ноября
Загрузить еще

Как поступить в 2015-м?

Как поступить в 2015-м?
Фото: Абитуриент, который прошел тест уровня «стандарт», не сможет поступать туда, где требуют углубленный уровень знания предмета. Фото: Максим Люков

Эксперты в области высшего образования рассказали "Комсомолке", как прошла вступительная кампания-2014, какие выводы сделали в МОН и что теперь ждет абитуриентов в следующем году.

"Еще есть спрос на… некачественное образование" 

Инна Совсун. 

Первый замминистра образования и науки Украины Инна СОВСУН:

- Чем порадовала вступительная кампания этого года? Заметно  возрастание интереса к техническим специальностям, правда, в первую очередь, к IT. Наметилось уменьшение спроса на юридические, экономические специальности. Один из университетов даже попросил забрать "лишние" места госзаказа на право. Представить такое 5 лет назад было невозможно. 

Сейчас главная задача - стимулировать, чтобы лучшие абитуриенты шли в лучшие университеты. В новом Законе "О высшем образовании" заложена логика, что сильнейший абитуриент выберет сильнейший университет, но это не так однозначно. Лучшие выпускники школ могут выбрать путь наименьшего сопротивления, пойдут туда, где будет проще получить диплом. К сожалению, еще есть спрос на некачественное образование. Часто абитуриенты не знают, каким является качество образования в том или ином университете, выбирают по имиджу, созданному в прессе, через знакомых. У нас должна зарождаться такая же практика, как, например, в Британии. Там государство регулярно проводит опрос студентов, где уточняют удовлетворенность образованием: от качества семинарских занятий, лекций до таких нюансов, как комфортабельность общежития. По каждому университету можно посмотреть баллы. 

Университеты тоже должны перестроиться: тщательнее относиться к тому, какую информацию про себя они подают. Но самое важное - сместить акценты: вместо того чтобы пытаться взять как можно больше студентов, стараться получить как можно лучших студентов. 

"Всем старшеклассникам готовиться к ВНО по украинскому языку"

Игорь Ликарчук. 

Директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь ЛИКАРЧУК:

- В следующем году ожидается несколько новшеств для абитуриентов. Впрочем, первое касается всех выпускников школ. Им предстоит пройти ВНО по украинскому языку и литературе. Подчеркну: всем, независимо от того, будет ли выпускник школы поступать в вуз или нет. Тестирование будет совмещено с государственной итоговой аттестацией по этому предмету. То же самое хотели сделать еще по одному школьному предмету, но пока не хватает финансовых возможностей. Однако в будущем вторым ВНО для выпускников должна стать математика, по мнению многих ректоров университетов. Таким образом будет проведен и мониторинг знаний выпускников, и отбор абитуриентов, которые способны претендовать на место в вузах. 

Также мы предлагаем отказаться от использования во вступительной кампании сертификатов ВНО, которые выданы в предыдущие годы. У некоторых абитуриентов уже накопилось 10-15 таких документов. Причина простая: программы ВНО за эти годы несколько раз изменились, тесты каждый год разные, поэтому сравнивать между собой результаты, полученные в разное время, так же смешно, как и засчитать спортсмену в сегодняшнем соревновании результаты десятилетней давности.   

В 2015-м впервые абитуриентам предложим тест 2 уровней сложности по украинскому языку и литературе, а также по математике. Ведь неправильно поступающему на факультет точных наук давать такой же тест, как и абитуриенту, который хочет выучиться на учителя труда. Каждый университет в своих правилах приема будет указывать, тест какого уровня по этим предметам он будет требовать: "стандарт" или  "повышенной сложности". Получившие сертификат базового уровня не смогут поступить на те специальности, где требуется сертификат "повышенной сложности".  А вот те, кто успешно пройдет тест "повышенный" сложности, смогут  принимать участие в конкурсе и в те вузы, где требуется уровень "стандарт".  

Мы считаем, что пора предоставить абитуриенту возможность выбрать для подачи документов неограниченное количество вузов, а не так, как сейчас: пять высших учебных заведений и по три специальности в каждом. Между прочим, в среднем каждый абитуриент в 2014 году подал заявления на 3,5 специальности, то есть не использовал даже эти возможности. Думаю, найдется не более пары сотен тех, кто будет подавать заявления налево и направо. С другой стороны, ограничение было не совсем законно, ведь Конституция говорит о равном доступе к образованию, не устанавливая количество вузов, в которые можно подавать документы.  Норму относительно количества университетов, в которые может подавать документы абитуриент, не  устанавливает и новый Закон "О высшем образовании". 

Кредит на обучение перспективнее? 

Подавая заявление для участия в ВНО, абитуриент будет формировать рейтинг тех университетов, куда он хочет подавать документы. От максимально желанного - до минимально приемлемого. Когда же поступающий сдаст тестирование, УЦОКО через компьютерные системы будет предлагать его университетам, ориентируясь на этот рейтинг и полученные баллы.  

Университеты уже сейчас задумываются о том, как привлечь самых лучших абитуриентов. Ведь многие ориентируются на бренд, звучную рекламу, модную профессию, устроиться по которой не особо реально. Впрочем, пока что яркий показатель - конкурс, и обычно он высок в вузах с давними традициями.  

Сергей Ерохин. 

Ректор Национальной академии управления Сергей ЕРОХИН:

- Как первый вице-президент Союза предпринимателей и арендаторов, член Общественного совета при Минфине я хочу обратить внимание на планирование. Кстати, это моя специальность, еще в советские времена я был деканом планово-экономического факультета Института народного хозяйства. На рынке труда существует спрос и предложение, которые постоянно меняются. А большинство наших университетов, можно сказать, - это предложение, которое законсервировалось лет 20 назад, если судить по составу кафедр, факультетов, профессуре. Мне кажется, проблема коренится в механизме госзаказа, который существенно не менялся последние 30 лет. Но ведь в 80-90-е годы Украина имела вдвое больше рабочих мест на промышленных предприятиях!

Прогрессивный момент в новом Законе "О высшем образовании" - то, что именно студенты с высокими баллами по ВНО будут влиять на распределение части госзаказа. Наш опыт показывает, как частный вуз без госфинансирования способен привлекать абитуриентов именно качеством образования. 

Следующим шагом должен стать механизм "деньги идут за студентом". Более радикальные решения нужны, чтобы вывести наши университеты на мировой уровень. По моему мнению, систему госзаказа нужно реформировать, талантливых детей поддерживать государственными грантами, а малообеспеченных - специальными стипендиями. Одно время в Украине существовал механизм государственных кредитов. Вузам давали 15 млн гривен под эти цели, но ни разу сумма не была до конца распределена. Люди боялись брать кредиты, потому что их нужно отдавать, лучше побороться за бюджетное место. За эти годы в погоне за бесплатным образованием молодежь обесценила поиск своего университета, своего призвания. Я специально проанализировал, как выбирали будущую профессию поступающие этого года. Вот заявления тех, кто в итоге зачислены на направление "компьютерные науки". Одна из студенток пробовалась на: международную информацию, журналистику, математику, гостинично-ресторанный бизнес. Другая - на строительство, издательское дело, социологию, педагогику начального образования. 

Мне близок британский подход к этому вопросу (мы давно сотрудничаем с английскими университетами). Там берут кредит на обучение, который отдают после выпуска. Я считаю, это стимулирует ответственный подход к вопросу выбора будущей профессии, взвешивать, удастся ли, работая по полученной специальности, заработать нужную сумму.

Абитуриенты должны выбирать профессию осознанно

Елена Поживилова. 

Проректор по научно-педагогической работе Национального университета пищевых технологий Елена ПОЖИВИЛОВА:

- Безусловно, история и традиции учебного заведения играют далеко не последнюю роль. Мы, имея за плечами 130-летний опыт поиска новых форм и методов ведения учебного процесса, можем с уверенностью это утверждать. Однако только на былых заслугах далеко не уедешь. Главный приоритет нашего вуза - постоянное наращивание темпов, движение вперед. Мы формируем современную систему многопрофильной подготовки конкурентоспособных специалистов на основе непрекращающегося изучения рынка труда. И это приносит свои плоды - в этом году желающих учиться в Национальном университете пищевых технологий оказалось больше 20 тысяч, и университет снова вошел в ТОП-20 вузов, куда подало заявления наибольшее количество поступающих (поднялись на две позиции по сравнению с прошлым годом). Такой высокий конкурс - результат работы коллектива и по расширению спектра программ подготовки, и по обновлению материально-технической базы, и по расширению партнерских связей с профильными отечественными и зарубежными корпорациями, предприятиями и организациями, и по увеличению количества программ академической мобильности. Мы делаем все, чтобы наши бакалавры могли продолжить обучение в самых престижных вузах мира. И это не просто формальное заключение договоров, у нас уже работают англоязычные проекты по различным специальностям, когда обучение, начиная с первого курса и по всем без исключения предметам, ведется на английском языке. И с каждым годом перечень таких проектов расширяется. Мы, кстати, единственные в Украине, кто осуществляет подготовку по магистерской программе "Экологический контроль и аудит" на английском языке. А в рамках сотрудничества с Итальянским центром сенсорного анализа студенты факультетов гостинично-ресторанного и туристического бизнеса и технологии оздоровительных продуктов и пищевой экспертизы изучают еще и итальянский язык. С этого года заработала программа получения двойных дипломов с Вильнюсским университетом, буквально две недели назад наши студенты-экономисты вернулись со стажировки в Польше, студенты факультета инженерной механики и упаковочной техники стажировались в Финляндии. Ну и, конечно же, мы работаем с нашими будущими студентами, начиная еще со школы - знакомим их  с университетом, проводим для них массу интересных, познавательных мероприятий, в том числе и тестирование на профессиональную направленность. 

В "КПИ" 170 "двухсотников"

Владимир Тимофеев. 

Заместитель первого проректора НТУУ "КПИ" Владимир ТИМОФЕЕВ: 

- Важно, что механизм распределения госзаказа с 2016 года будет зависеть не от конкурса или каких-то других показателей, а от среднего балла тех, кто претендует на бюджетные места. В "КПИ" средний балл ВНО по физике и математике среди поступающих на техническое направление - 186 баллов. В этом году мы приняли 600 абитуриентов с высочайшими показателями в 198-200 баллов, 170 из них - "двухсотники" (получили максимум). 

Поступающим же, которые выбирают вузы, я бы рекомендовал ориентироваться на то, какие перспективы карьерного роста с дипломами этих университетов. Если бы высшие учебные заведения открыто публиковали информацию о том, чем занимаются их выпускники, много вопросов отпало бы. С 1991 года "КПИ" подготовил 75 тыс. специалистов, и ни один наш выпускник по техническому и естественно-научному направлению не зарегистрирован как безработный в Центре занятости. О качестве образования может сказать и тот факт, что именно наш вуз готовит по госзаказу четверть всех IT-специалистов. 

У военных вузов - особый статус

Андрей Завальный. 

Доцент кафедры теории государства  и права Национальной академии внутренних дел Андрей ЗАВАЛЬНЫЙ:

- Наш вуз в новом Законе "О высшем образовании" определен как высшее военное учебное заведение (со специфическими условиями обучения). Это означает, что предусмотрены особые требования к практической подготовке студентов. Чтобы подготовить криминалистов, следователей, офицеров Национальной гвардии и других специалистов для подразделений МВД Украины, необходимо немало затрат, а в нашем вузе готовят даже по такой редкой специализации, как "противодействие киберпреступности". В академии и подведомственном юридическом лицее обучаются более 18 тыс. студентов, включая 5,5 тыс. бюджетников. Особый статус военного учебного заведения также позволяет устанавливать особый порядок прерывания обучения, восстановления, перевода. Что касается обучения за бюджетные деньги, мы тоже нашли собственное решение: заключаем договор между академией, работодателем (в нашем случае - подразделением органов внутренних дел) и курсантом, который обязуется отработать три года по специальности. Такой документ подписывается на первом году обучения, когда курсант освоился и разобрался в специфике будущей профессии. В Институте права и психологии НАВД обучаются студенты на платной основе, которые после окончания обучения востребованы в различных сферах юридической деятельности и могут быть также рекомендованы для работы в органах внутренних дел. 

С 2016 года, как известно, самым сильным абитуриентам, показавшим лучшие результаты на ВНО, будет дана возможность обучения за бюджетные деньги, а вот в каком именно вузе - они выберут сами. Наш вуз тоже готовится к этому нововведению, и уже в следующем году мы будем активно исследовать рынок образовательных услуг, искать оптимальные формы и методы влияния на спрос. 

Для службы в милиции необходимы и физическая закалка, и психологическая подготовка, поэтому чем раньше определится молодой человек, тем осознаннее будет развивать определенные навыки и умения еще со школьных лет. Мы планируем развивать систему ранней профориентации, так как учащиеся должны иметь четкое представление о той или иной специальности не по кинофильмам, не по слухам - а от самих профессионалов. Расширена практика проведения Дней открытых дверей, посещения школ, воинских частей. Гармонично объединяя учебный процесс, практику и патриотическое воспитание, мы сможем восстановить доверие народа к милиции.