Загрузить еще

Инвестиции в образование - инвестиции в будущее

Инвестиции в образование - инвестиции в будущее

НА ПЕДАГОГОВ ДЕНЕГ НЕ ХВАТАЕТ

- Юрий Иванович, месяц назад в интервью, приуроченному ко Дню знаний, мы с вами обсуждали реформы и нововведения в системе образования, говорили о здоровье нации, здоровом образе жизни и необходимости его популяризации. Сегодня хотелось бы поговорить об очередных новшествах Минобразования. Ко Дню учителя в правительстве подготовили "подарок" педагогам - предложили повысить нагрузку учителям и воспитателям. Хотелось бы услышать ваше мнение как учителя со стажем, директора школы - чем обернутся такие нововведения для системы образования и общества в целом?

- Инициатива увеличить нагрузку учителям с 18 до 22 часов исходит от МВФ. Кабмин только слепо выполняет его требования. Люди должны понимать, какую цену приходится платить за так называемую помощь международного кредитора. Расплачиваться за транши придется рядовым гражданам, в первую очередь бюджетникам. Положение учителей сегодня просто катастрофическое: им заморозили зарплаты, сняли надбавки, сократили финансирование. На педагогов и образование у государства банально не хватает денег.

- Но это объективная ситуация. Страна переживает экономический кризис. Уровень зарплат снизился во всех отраслях. Когда в стране разруха, приходится экономить на всем и вся.

- Кризис, разруха… Когда я слышу подобные, с позволения сказать, аргументы, мне вспоминаются слова профессора Преображенского: "Разруха… в головах". Уменьшить финансирование и увеличить нагрузку - так мыслят чиновники-временщики. Государственные деятели, люди, которые думают о завтрашнем дне, выстраивают стратегию иначе. Они понимают: инвестиции в образование - это инвестиции в будущее.

- Однако состояние системы образования, да и в целом бюджетной сферы - это своего рода индикатор состояния экономики. Если промышленность в кризисе, то где взять средства для финансирования образования? Если нет финансирования, то как вырастить профессиональные кадры? Это замкнутый круг. Его разорвать нереально. 

- Вы правы: повышать уровень зарплат, пенсий, социальных выплат можно только тогда, когда экономика работает: люди заняты на производстве, идут отчисления в бюджет. Но когда промпроизводство, аграрный сектор, все без исключения высокотехнологичные отрасли демонстрируют спад, когда из-за остановки предприятий сокращаются поступления в госбюджет, то не может быть и речи о повышении уровня социальных стандартов. А теперь задайте себе простой вопрос: а что сделала новая власть для того, чтобы поднять экономику, ликвидировать налоговые ямы и всевозможные коррупционные схемы, с помощью  которых в тень, в офшоры выводятся миллиарды гривен? Если премьер и министры кричат, что стране нужны реформы, но вместо реформ заняты политическими торгами и перераспределением денежных потоков, то преобразований ждать бесполезно. Если власть пляшет под дудку олигархов и международных кредиторов, то наивно надеяться, что она будет защищать интересы народа. Мы живем в искаженной реальности: так называемая народная и демократическая власть делает богаче не народ, благодаря которому она получила властные полномочия, а представителей крупного капитала. 

ВРЕМЯ СТАБИЛЬНОСТИ

- Юрий Иванович, вы тоже были при власти - в 2002-2004 годах, когда Администрацию президента возглавлял Виктор Медведчук, вы были его первым заместителем. Что тогда удалось сделать?

- А вы поговорите с людьми. Сегодня они ностальгируют по тем временам, вспоминают 2002-2004 годы как время стабильности, неизменно низких тарифов. Зарплаты и пенсии выплачивались вовремя, незащищенным слоям населения предоставлялись льготы, социальные гарантии - все это давало людям уверенность в завтрашнем дне. 

Есть два основных элемента политэкономической системы - базис и надстройка. Нашей задачей было создать базис, экономическую основу для дальнейших преобразований во всех сферах. Я приведу только несколько цифр. В 2004 году украинская экономика демонстрировала самые высокие за все годы независимости темпы роста ВВП - 12,4%, уровень промпроизводства в 2004-м составлял 112,5%, реальная заработная плата выросла на 23,8%.  

Потом наступила "оранжевая" эра, следом - "бело-голубая". Помните программу Ющенко "Десять шагов навстречу людям"? Помните "Покращення вже сьогодні" от Януковича? Помните обещания Яценюка о европейском уровне жизни? Но эти программы заработают только тогда, когда будут проведены реформы, восстановится экономика. Проблема в том, что власть не может (да и не хочет) проводить преобразования, а заменяет реформы оптимизацией: сокращает, увольняет, урезает пенсии и зарплаты… 

- Инициатива повысить нагрузку педагогам и уплотнить классы - это тоже оптимизация?

- Безусловно. Учителям придется работать больше, чтобы получать те же деньги. Профессия учителя сегодня одна из самых низкооплачиваемых, что бьет по имиджу, престижности профессии. Если государство не изменит свою политику в образовательной сфере, то через несколько лет из школы уйдут лучшие кадры, уйдет молодежь. Мы столкнемся с проблемой государственного масштаба: в оптимизированных школах с оптимизированными классами некому будет преподавать даже азы знаний.

ОСНОВА ОСНОВ

- Однако отток профессиональных кадров из средних учебных заведений был всегда, особенно в сельской местности.

- Именно поэтому в 2002-2004 годах мы делали все возможное, чтобы профессия учителя стала престижной и высокооплачиваемой, чтобы привлечь молодых специалистов в сельские школы. Рост зарплат, сохранение прежней нагрузки позволили вернуть доверие учителей к государству, к власти.

Так, в сентябре 2004 года был принят Закон о реструктуризации задолженности по выплатам, предусмотренным статьей 57 Закона Украины "Об образовании". Речь шла о задолженности педагогическим и научно-педагогическим работникам учебных заведений. Государство на протяжении пяти лет должно было выплатить все долги учителям. В 2004-м мы выделили деньги в полном объеме. А при Ющенко и Януковиче на выполнение этой статьи закона просто не нашлось денег. 

Согласно статье 57 Закона "Об образовании" учителя, работающие в сельской местности, имели льготы на оплату коммунальных услуг. Эта норма действовала на протяжении многих лет, но уже с 2006 года от сельских учителей потребовали оплачивать коммунальные услуги в полном объеме, а за неуплату отключали свет, газ, через суд заставляли погасить долги. Учителей сделали не только нищими, но и бесправными. Очевидно, что в таких условиях не могло быть и речи о росте престижа профессии.

Могу привести еще один пример. В 2006 году по инициативе фракции СДПУ(О) был принят Закон о кредитовании жилья для педагогов. Но его никто не выполнял. С уходом объединенных эсдеков из Верховной Рады время социальной защиты и справедливости кануло в Лету. В последние годы о социальных гарантиях политики вспоминают лишь во время предвыборных кампаний, щедро раздают обещания, но, как только попадают во власть, тут же забывают о взятых на себя обязательствах.

- Если не ошибаюсь, в 2003-2004 годах в Украине можно было получать высшее образование в кредит.

- Да, в 2003 году был утвержден Порядок предоставления целевых льготных государственных кредитов для получения высшего образования. По сути, речь шла, как сегодня принято говорить, о социальных лифтах. Высшее образование стало доступным для детей из всех слоев населения. Но ненадолго. С приходом к власти "оранжевой" команды в государстве почему-то не оказалось денег для поддержки талантливой молодежи. 

- Не так давно президент Украины Петр Порошенко обнародовал тезисы программы "Стратегия-2020", которая предполагает реформы в сфере образования, науки, культуры, спорта…

- Безусловно, это нужные и важные вещи. Но для их реализации необходимо понимать: именно учителя закладывают основы духовности, прививают любовь к прекрасному, учат добру и, самое главное, воспитывают патриотизм. Обучение и воспитание подрастающего поколения - это основа основ, фундамент для формирования гражданского общества. Именно школа может воспитать активных, сознательных, настоящих граждан, которые будут любить свою страну и сделают все, чтобы Украина стала сильным, процветающим, экономически и политически независимым государством.