Новые законодательные инициативы, в случае их принятия, позволяют заблокировать практически любой интернет контент в т.ч. журналистскую статью, фотографию или информацию в Википедии. Это несет угрозу свободе слова и нарушает как Конституцию Украины, так и ряд украинских законов и международных норм. К такому выводу пришли юристы компании “Prove Group”.
Что несет в себе закон:
- владелец авторских прав на какое-либо произведение или на любой другой объект авторского права (песня, фильм, книга, фото) узнает, что кто-то разместил в интернете его произведение без разрешения;
- владелец обращается к собственнику сайта с заявлением, в котором просит прекратить нарушение его прав и требует прекратить распространение его произведения;
- собственник сайта удаляет этот контент или прекращает доступ к нему.
Однако, эксперты отмечают, что есть еще мелкие нюансы, но они не принципиальны и не меняют механику процесса. Кажется, все нормально, но если внимательно проанализировать, то появляются несколько очень важных моментов.
Для ограничения контента достаточно обратится с соответствующим заявлением к владельцу сайта. Причем в проекте Закона не выписаны никакие требования к такому заявлению. У заявлению необязательно прикреплять какие-либо доказательства, что заявитель действительно является владельцем этих авторских прав. Интернет-провайдеры или владельцы сайтов, получив заявление, должны заблокировать такой контент.
- Проект Закона не содержит требований, чтобы владелец сайта каким-либо образом установил является ли наличие на сайте такого контента действительно нарушением права интеллектуальной собственности. Да и как они будут это проводить? Особенно если требование будет касаться журналисткой статьи, художественного произведения или чего-либо подобного. Даже профессиональные эксперты делают такие заключения по нескольку месяцев, а интернет-провайдер должен за пять дней? – задается вопросом управляющий партнер юридической компании “Prove Group” Владислав Кочкаров.
По его словам, законопроект противоречит как Конституции Украины, так и международным документам.
Например, проект противоречит положениям ст. 34 Конституции Украины и ст. 10 “Конвенции про защиту прав человека и основополагающих свобод”, которые предусматривают, что каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. А также, что каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или в другой способ – на свое усмотрение.
- Интернет-провайдеры являются субъектами хозяйствования, а не органами власти, которые уполномочены ограничивать права личности или лишать ее этих прав в случае нарушения законодательства Украины. Поэтому единым основанием для блокирования какого-либо контента может быть только решение суда. Об этом говорит и международный опыт. Тех же Великобритании, Австрии, Бельгии, - добавил Кочкарев.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В СНБО вознамерились ввести табу на некоторые темы в СМИ
В Украине намерены ввести запрет на освещение в СМИ определённых тем. Об этом заявил заместитель руководителя информационно-аналитического центра СНБО Владимир Полевой во время брифинга в четверг, 2 октября. Такое намерение в СНБО объяснили необходимостью обеспечить национальную безопасность Украины.