Друзьям, которые летом сдавали 300 грн. на ремонт класса, на родительском собрании настойчиво предложили сдать 50 грн. - все на тот же ремонт. Причем внешне за это время школа ни капельки не изменилась. Попытавшись возмутиться, услышали злободневный аргумент: "Какие же это поборы? Вот вы же сдаете на бронежилеты и лекарства солдатам, так и в школе - если не дать денег, ничего не будет".
Но ведь и на армию тоже сейчас собирают в школах. Добровольно-принудительно. На родительских собраниях объявляется "сверху" назначенная сумма - папы и мамы открывают кошельки. Тема почти табуированная: не хочешь сдавать? Значит, равнодушный человек, не способный воспитывать ребенка патриотом… Да и возражений по сути происходящего нет - солдатам нужна помощь. Есть возражения по форме: отсчитывание родительских купюр не имеет никакого отношения к патриотизму. Скорее вносит в доброе дело нотку дешевого соревнования: "Вася сдал 100 грн., а ты, мама, дай 200".
Совсем другое дело, когда школьники из Киевского центра соцреабилитации "Отчий дом" продают выращенные в теплице овощи и за эти деньги покупают бронежилет. Старшеклассники из города Цюрупинска сами мастерят "буржуйки" для военных, ремонтируют и передают старый школьный микроавтобус. Где-то ребята устраивают ярмарки своих работ и отсылают бойцам вырученные деньги. В других школах собирают посылки: выпеченные сладости, трогательные письма.
Я с уважением наблюдаю за сыновьями моих приятелей-волонтеров, которые ездят с родителями закупать бронежилеты.
Любое дело может запомниться детям и что-то изменить в их судьбе, если оно идет от детского сердца. В школах все чаще забывают воспитывать, норовят отдавать приказы, как в армии. Но патриотизм, навязанный "сверху", мы уже проходили: политинформации и "правильные слова" для галочки учат цинизму. Учат откупаться. Вначале - от школы, потом - от страны.