Нервная анорексия (патологическое стремление к потере веса) значительно помолодела. Детский психолог Анна Саенко утверждает, что ее диагностируют уже у дошкольников и младших школьников. Но ведь проблемы с тем, чтобы накормить ребенка, знакомы чуть ли не каждому родителю. Как же отличить здоровых малышей с плохим аппетитом от опасно больных?
Голодала на глазах у родителей
"Обеденные бунты" - дело обычное. Один малыш борется с нелюбимым супом, требуя компота. Другой вообще бойкотирует завтрак, обед и ужин, и только обещание конфет или скандалы влияют на ситуацию. Родителей особо не пугает такое сопротивление. Вот и родители 8-летней Марины не заметили в ее поведении ничего особенного. И когда она начала резко худеть, причины искали в неведомом заболевании, которое гложет девочку. Сколько врачей обошли, пока не оказалось: у Марины – анорексия, пищевое расстройство, при котором больные сознательно ограничивают себя в еде вплоть до голодания и летального исхода.
Как можно было не заметить, что дочка не ест? Запросто. В школьной столовой ребенок должен был питаться – никто и не знал, что она постоянно отдавала обед вечно голодной соседке. Домой девочка приходила раньше взрослых, и папа с мамой обнаруживали уже пустые судочки, кастрюли и даже грязные тарелки. На самом деле ребенок выбрасывал еду, хитроумно вначале запачкав ею посуду. Если же папа с мамой настаивали, чтобы Мариша поела при них, она хватала яблоки или цитрусы.
Первоклашки боятся целлюлита
Родители долго не могли поверить, что девочка так изощренно хитрила. Как оказалось, однажды она рассказывала, как станет певицей. Это была самая заветная детская мечта. Все умилялись, пока один из гостей не пошутил: "С такими пухленькими щечками на сцену не возьмут". С тех пор Марина, наслушавшаяся разговоров о диетах, решила худеть.
Теперь любая еда, кроме яблок и цитрусов, казалась девочке "врагом", а ощущение голода – не мучением, а наслаждением легкостью. Она рассказала психологу, что "в животе было приятно, когда ела только фрукты".
Это - "классика" анорексии, когда отказ от еды вызван желанием стать красивее. Раньше подобные проблемы начинались у девушек лет с 13, теперь, насмотревшись кино и рекламы в интернете, о необходимости худеть задумываются уже первоклашки. Например, во время опроса школьников начальных классов с целью выявления их фобий, на вопрос, чего ты боишься, некоторые малыши отвечали: целлюлита.
Чаще такой страх перерастает в болезнь в семьях, где ограничение в пище поощряется: по религиозным соображениям, если ребенка готовят к спортивной, танцевальной или актерской карьере, если у матери самой анорексия.
Пусть кушает, сколько хочет
Получается, не следить за тем, сколько ребенок съедает, - опасно для его жизни. Но и заставлять есть психологи не рекомендуют. Аноректику это все равно не поможет. А здоровому ребенку с пониженным аппетитом – только повредит. В каких же случаях ребенок не хочет есть – и это нормально? Снижение аппетита бывает временным, как нормальная реакция на недомогание, жару, переутомление. Выспится дитя или выздоровеет – и все придет в норму.
Бывают и "малоежки", дети, которые едят немного и избирательно. Обычно начинается это так: ребенок, который еще вчера послушно глотал жирную котлету, вдруг наотрез отказывается есть. Это типично для "возраста упрямства", годика в три, когда дети начинают осознавать свои потребности. Просто организму не надо так много калорий. Вот малыш и начал защищаться от перекармливания. Признайте, что меню, составленное вами, избыточно. Если родители не будут "зацикливаться" и позволят есть столько, сколько хочется, через время чадо само попросит кушать. Естественно, пропуск обеда или ужина не должен восприниматься, как наказание, сопровождаться криками и нравоучениями.
Упрямство за столом – сигнал и о том, что пора переходить от кормления с ложки на самостоятельное питание малыша за общим столом.
Если еда начала пугать
Но есть и еще один промежуточный вариант между "взрослой" анорексией и здоровьем. Это – так называемая младенческая анорексия, которой страдает треть малышей в возрасте трех лет. Это нервное расстройство – как раз следствие неправильной реакции родителей на нормальное снижение аппетита. Если малыша насильно кормят, если родители скандалят или паникуют, у него может закрепиться отвращение к еде и страх перед самим процессом питания. Вот тогда, действительно, на организм полагаться не стоит: ребенок отказывается есть, даже если испытывает голод. Распознать это легко: малыш игнорирует не какой-то один продукт, а все подряд, он сопротивляется, как только видит ложку, закрывает руками рот, выплевывает еду, возможна рвота. Такое себе "изнасилование нелюбимым борщом" может принести куда больше вреда, чем обед без "горячего".
Страх питания мало чем отличается от боязни темноты или высоты. И способ избавления от них одинаковый – медленно и терпеливо возвращать чувство комфорта, развеивать неприятные впечатления. Не надо уговаривать и нарочито развлекать во время еды. Лучше не акцентировать на ней внимание. Можно попробовать есть на прогулке, устраивать пикники, когда малыш занят другими впечатлениями. Хорошо бы вместе с ребенком изменить внешний вид кухни (выбрать красивую посуду, яркие салфетки, скатерть с забавными рисунками), приобщить его к увлекательной готовке. Главный же запрет – для родителей: отныне никаких скандалов на кухне.
В тему
Признаки анорексии
Если есть три и более – необходимо показать ребенка врачу.
1. Вес тела сохраняется на уровне как минимум на 15 % ниже ожидаемого
2. Ребенок сознательно отказывается от еды, считая, что она полнит.
3. Больной считает себя толстым, даже если все убеждают, что он исхудал.
4. Маленькие порции или кусочки ребенок съесть соглашается быстрее, чем большие.
5. Избегает есть на людях, отказывается сидеть за общим столом.
6. Выглядит усталым, ослабленным, чаще, чем обычно, плачет.
7. Изменяется отношение к еде: или постоянно интересуется приготовлением блюд и выглядит "фанатом кулинарии", или испытывает отвращение к питанию.