Разбой на морях столь же древний, как и само судоходство. За пять тысяч лет изменились корабли и их оснащение, но цели корсаров остались неизменными: грабеж, захват людей ради наживы.
Борьба с пиратством также никогда не прекращалась. Временами то в одной, то в другой части света бандитов удавалось усмирить, однако эпидемия морских грабежей тут же начинала процветать в другом месте.
«Мы решили тебя расстрелять»
Существует несколько основных форм морского разбоя. Чаще всего пираты захватывают суда и заложников с требованием выкупа. В данном случае шансы экипажей и пассажиров остаться в живых достаточно велики. Бандиты не рискуют жестоко обращаться с пленниками, опасаясь, что судовладельцы или правительства стран, чьи граждане угодили в западню, откажутся платить выкуп, поняв, что деньги не гарантируют спасения людей.
Ненужных свидетелей убивают
Хотя в отличие от фанатиков-террористов морские разбойники гораздо прагматичнее, количество убийств и ранений их жертв во время захвата кораблей неуклонно растет. Так, в 2006 году из 239 человек погибли и были ранены 17. В следующем году из 263 заложников пираты казнили при атаке или впоследствии уже 64 человека.
Особенно серьезной опасности подвергается жизнь экипажа, когда морским «романтикам» требуется не выкуп за людей, а ценный груз, перевозимый на корабле. Тогда бандиты лишь реализуют товар, а плавучий трофей и людей уничтожают, чтобы не оставлять следов.
Опытные моряки убеждены: внезапное и беспричинное исчезновение судов в криминогенном районе Мирового океана, например в пресловутом Бермудском треугольнике, не имеет ничего общего с мистическими тайнами, а скорее всего - это дело рук беспощадных пиратов.
ХРОНИКА НАПАДЕНИЙ
В марте этого года сомалийские пираты взяли в плен испанское рыболовецкое судно. Рыбаки успели передать в эфир информацию о нападении. Неподалеку находился испанский военный корабль, который начал преследовать бандитов, однако те, прикрываясь заложниками, зашли в один из сомалийских портов, и моряки не решились применить силу. Все закончилось выплатой выкупа.
* * *
В районе Африканского Рога (Сомали) в рамках антитеррористической операции «Длительная свобода» акваторию патрулируют военные суда ВМФ ФРГ. В мае 2008 года фрегат «Эмден» получил информацию о нападении корсаров на японский танкер «Такаяма». Немедленно на помощь танкеру был послан боевой вертолет, и заметившие его пираты в страхе ретировались.
Нынешней весной в Аденском проливе морские разбойники захватили роскошную частную яхту Le Ponant («Зефир»), в экипаже которой была одна украинка. Пассажиры и владелец судна оказались столь известными и влиятельными, что в освобождении «Зефира» принял непосредственное участие президент Франции Николя Саркози и морской спецназ государства. Массированное давление на пиратов помогло мало: за судно и пленников пришлось выплатить выкуп в 2,5 млн. евро, однако спустя пару часов после освобождения спецназ провел операцию на сомалийском побережье, захватив пиратов с поличным.
* * *
Самый опасный залив - Аденский
В 60-е годы ХХ века деятельность пиратов заметно оживилась в африканских водах. Дело в том, что после «поражения мирового империализма и окончательной победы национально-освободительных движений народов Африки» континент погрузился в пучину нескончаемых гражданских войн и безысходную смуту. Ненамного лучше оказалась и ситуация в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Но если там положение все-таки постепенно улучшается, то африканские страны до сих пор никак не выйдут из глубокого кризиса.
По данным Международного морского бюро - всемирной организации по борьбе с пиратством, в территориальных водах Сомали в 2006 году было совершено 10 нападений на мирные суда, 31 случай зафиксирован за 2007-й и уже 27 - только за шесть месяцев текущего года.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Бандиты боятся американцев и китайцев
- Постоянные нападения на украинские и российские суда в последние годы - следствие военного и политического ослабления наших стран, - считает профессор Дипломатической академии МИД Украины Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, в 70-80-х годах служивший штурманом на большом противолодочном корабле и ушедший в отставку в звании капитана первого ранга. - Но и не надо представлять дело так, будто нам достается от пиратов больше других. Бандиты не пропускают буквально всех подряд.
- Так что же, они абсолютно безнаказанны и в ХХI веке на них нет никакой управы?
- Акватория Мирового океана занимает 81 процент поверхности Земли. Для контроля на таких огромных просторах требуются колоссальные усилия и ресурсы. Но есть и немало примеров достаточно эффективной борьбы с морскими разбойниками. К примеру, Китайская Народная Республика не стала полагаться на вялотекущие попытки европейцев разобраться с корсарами и решила не присоединяться к международной конвенции, запрещающей огнестрельное оружие на гражданских судах. Сегодня экипажи китайских торговых и рыболовецких плавсредств вооружаются как могут. Поэтому пираты, получая достойный отпор, редко рискуют нападать на корабли под флагом КНР. То же и с американцами: до сих пор атаки на них являются большой редкостью. Силу уважают везде.
- Но если правительства прочих стран согласились оставить своих гражданских моряков без оружия, они вправе рассчитывать на помощь военных в рамках сил коллективной безопасности?
- Вы правы. Такие меры, возможно, пока не получили широкого распространения, но результаты уже приносят. С середины 90-х годов объединенные военно-морские силы НАТО регулярно патрулируют основные пути в Средиземном море согласно программе антитеррористической операции «Активные усилия» (в которой сейчас принимает участие и украинский военный корабль «Гетьман Сагайдачний». - Прим. ред.). И сегодня в том районе с очень интенсивным судоходством деятельность пиратов практически пресечена.
- Говоря о варварстве современных «джентльменов удачи», не преувеличиваем ли мы опасность и вред морского разбоя на фоне «успехов» международной наркомафии или торговли людьми?
- Печальные судьбы сотен матросов, погибших или бесследно пропавших в последнее время, нельзя считать итогом «безобидных шалостей». Да опасен просто сам факт препятствования свободному перемещению по морю десятков тысяч людей и сотен тысяч тонн грузов! Наконец огромен и урон материальный. Хотя по неписаным правилам судовладельцы всегда предпочитают платить, они не называют сумму выкупа. По самым скромным подсчетам, стоимость захваченных грузов и платежей за выкуп составляет сотни миллионов, если не миллиарды долларов!
- Как успешно сегодня Украине и ее соседям по бывшему СССР удается бороться с пиратами, не располагая необходимыми силами и средствами?
- В январе в районе Южно-Китайского моря исчез крупный российский сухогруз, вероятнее всего, захваченный бандитами. Ровно через десять дней морские разбойники захватили буксир «Свитцер Корсаков» и потребовали за него выкуп в 700 тысяч долларов.
Эти события переполнили чашу терпения россиян, прежде уже сталкивавшихся неоднократно с подобными вещами. Главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Высоцкий в начале апреля заявил: военно-морской флот его страны впредь намерен бороться с пиратами в различных регионах мира.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Корсарами становились везунчики и… женщины
Пожалуй, самый известный морской разбойник всех времен и народов - это сэр Генри Морган, известный под кличками Жестокий и Пиратский Адмирал. Причем он прославился не только как наиболее удачливый «джентльмен удачи», но и как хитрый политик.
В начале своей карьеры Морган разыскивался Великобританией и даже был пойман, однако до позорной казни через повешение дело не дошло, поскольку благодаря дерзкому разбойнику Англия смогла закрепиться в Карибском море. Потому сэр Генри Морган получил от короля пост губернатора на Ямайке.
Его коллега Бартоломью Робертс прославился как пират нестандартный. Рому сей искатель приключений предпочитал чай, был всегда хорошо выбрит, с иголочки одет, а на борту судна держал целый оркестр.
Робертс ненавидел сквернословие и невоспитанность, запрещал азартные игры, а по воскресеньям проводил богослужения для верующих. Но дело свое он знал не хуже Моргана: всего за четырехлетнюю карьеру Бартоломью захватил 456 кораблей и обогатился на сумму более 50 млн фунтов стерлингов.
Оставили след в истории и корсары в юбке. Грейс О’Мейл выросла в семье известного пирата, предводителя ирландского клана, прославившегося наглыми рейдами за содержимым трюмов купеческих кораблей, проходивших у берегов Изумрудного острова. После смерти отца Грейс отвоевала в схватке у младшего брата право возглавить клан и продолжила дело папаши.
Рискованное ремесло не помешало личной жизни Грейс: она дважды была замужем и родила четверых детей.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
С пиратами, в плену у которых четверо украинцев, договорились о сумме выкупа
Владелец судна «Lehmann Timber» и сомалийские пираты достигли договоренности относительно суммы выкупа за заложников - членов экипажа, среди которых четверо украинцев.
Как передает корреспондент УНИАН, об этом сообщил журналистам руководитель пресс-службы Министерства иностранных дел Украины Василий КИРИЛИЧ, ссылаясь на источники информации из антикризисного штаба по освобождению заложников, который находится в Гамбурге и проводит переговоры с пиратами.
Кирилич сообщил, что деньги должны быть переданы пиратам в территориальных водах Сомали. Сейчас осуществляется подготовка к доставке выкупа. Согласно информации антикризисного штаба, состояние украинских моряков удовлетворительное, однако они ограничены в питьевой воде.
Чиновник не назвал сумму выкупа, ссылаясь на то, что эта сумма является предметом договоренности сторон.