Кресло начальника милиции Волынской области Александр Терещук сменил на главный кабинет в киевском главке, когда остро стоял вопрос: удастся ли городским властям справиться с Майданом до торжеств в честь Дня Независимости. Удалось. Не без скандала, но зато без жертв.
"Оружия много - и осталось, и новое завозят"
- Александр Дмитриевич, в последнее время Майдан называли средоточием безобразий. Изменилась ли ситуация после зачистки Крещатика?
- Вы же знаете, что это был не тот Майдан. Грязь, алкоголь, беспорядки, вымогательства и грабежи. Мы видели, как люди для всего этого выходили с территории палаточного городка и заходили обратно. Влияние милиции в той зоне было ограничено и во многом по ее же вине. Растерялась... А сейчас в Киеве больше не осталось места, где милиция не могла бы навести порядок. И горожане довольны. Конечно, не скажу, что в столице стало совсем спокойно. Появились другие раздражители. Люди снова надевают маски, громят заправки, банки. Какая бы ни была их позиция, но громить и бить нельзя. Пресекаем.
- А что сейчас с оружием? На Майдане его было немало и торговали им чуть ли не в открытую - корреспондент "КП" свидетель.
- Оружия много. И того, которое осталось, и того, которое завозят из зоны АТО и по другим направлениям. Только перед Днем Независимости изъяли 60 боевых гранат, гранатометы. Зачем они в мирном городе?! Милиция не раз просила, и я прошу еще: сдайте свои арсеналы.
- Ходят слухи, что после притока в Киев и пригороды беженцев сильно участились разбои, грабежи, квартирные кражи.
- Это домыслы, кому-то они выгодны. С востока к нам приехали нормальные люди, трудяги. Переселенцы не совершают преступления. Для этого приезжают совсем другие люди. И сейчас, и раньше, из разных регионов Украины и других государств.
"Дома от воров не перекроешь"
- С началом нового учебного года какие мероприятия проводятся по охране школ?
- Ориентирую все наряды на то, чтобы маршруты были связаны со школами. Чтобы подъезжали чаще, следили. А в школы заходить с оружием я запретил. Дети не должны видеть оружие, они должны видеть как можно больше мира.
- Вы хорошо изучили болевые точки Киева. С какой будете начинать?
- Работать надо по всем направлениям. Я лично стремлюсь к тому, чтобы киевляне, гости города ходили по улицам, не боясь, что у них отнимут кошелек или чемодан. Поэтому сейчас стараемся перекрывать места, где чаще всего орудуют грабители. С квартирными кражами сложнее - все дома не перекроешь. Поэтому просим граждан нам помогать - самим заботиться о сохранности своего имущества. К примеру, в Днепровском районе одну квартиру в течение восьми месяцев четыре раза грабили. Выносили деньги, золото, а напоследок и телевизор. Но люди сигнализацию не поставили. Неужели дешевле все это отдать?
- Регулярное минирование в Киеве - это спланированная акция или массовый психоз?
- По-разному. В сутки принимаем по 7-8 заявлений. Часть звонков поступают с востока, где идут боевые действия - тут мы пока ничего не можем сделать. Часть "минеров" удается вычислить. Только за этот месяц задержали пятерых. Есть психически больные, есть пьяницы, есть просто хулиганы.
|
"Проблема с кадрами есть"
- Милиционеров отправляют в зону АТО. Хватает оставшихся сил для поддержания порядка?
- Я бы никуда не отправлял милиционеров из Киева, но понимаю, что это необходимо. Сейчас много наших людей находятся в АТО, есть погибшие. Но сил в городе хватает. По-прежнему привлекаем к патрулированию самооборону. Для "Киевской городской стражи правопорядка" даже выделили помещение - это большая для нас помощь. Но надо признать, что среди тех, кто вызывался охранять порядок, появились и преступники - занялись под видом охраны вымогательством, крышеванием. С такими иначе работать будем.
- Вы когда пришли на должность, многих сотрудников поменяли?
- Когда я пришел, уже поменяли многих. Я согласен работать со всеми, кто профессионал. Но проблема с кадрами есть. Вот недавно был случай: два десятка человек с оружием на предприятие налетело. Сторожа положили на пол. Мы туда спецназ отправили, те приехали и… преступников отпустили.
- В Киеве у нас таких случаев было много.
- Теперь не будет. А с этим конкретно разбираемся. Я уже освободил от должностей пять человек. Рассматривается вопрос об увольнении начальника Госслужбы охраны Киева.
"Нет 20-ти дел по Мазурку"
- С прошлых лет осталось много нераскрытых преступлений. Убийство молодого бизнесмена в центре Киева, поджог ресторана "Аура", похищение картин из Кабмина. Эти дела уже похоронили или реально их раскрыть?
- Реально все раскрыть. Недавно мы раскрыли убийство, которое произошло 8 лет назад. По всем делам будем работать, не все сразу сумеем охватить, но работаем. Ничего не ушло в архив.
- Скоро вот уже два года как произошел расстрел в "Караване". Помнится, к Мазурку примеряли 20 нераскрытых преступлений. А несколько убийств и одно покушение даже хотели закрыть.
- Скажу так: то, что было в "Караване", - это Мазурок. Понимаю, что многие в это не верят, сейчас любят обиженных. Что касается других дел, они расследуются как "фактовые". Будут доказательства против Мазурка - их тоже закроют. Но пока оснований нет. Нет 20 дел по Мазурку.
- И немного о личном. Как расслабляетесь после работы?
- Последний месяц никак не расслабляюсь. Нет выходных - ситуация не располагает. Есть ряд политсил, которые реально хотят устроить Майдан-3. Это угрожает не только Киеву, но и всей Украине. Моя позиция такова: хотите воевать, ставить палатки - на восток!
ДОСЬЕ "КП"
Родился в 1964 году на Виннитчине, работу в милиции начал в июне 1984-го. С октября 2005-го по январь 2008 года был начальником Печерского райуправления ГУ МВД Украины в Киеве. С марта 2010-го по июнь 2012 года возглавлял Голосеевское райуправление, после чего был переведен на должность начальника Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД. 17 ноября 2012-го возглавил управление милиции в Волынской области.