Через две с половиной недели прозвенит школьный звонок, и для нескольких тысяч детей переселенцев (точной статистики не ведется) начнется учебный год в чужих городах и селах, в пока непривычных школах, с незнакомыми одноклассниками. Какие проблемы возникают сейчас и как помочь ребенку адаптироваться на новом месте?
Сложнее тем, кто выехал один
- Только в нашем банке данных около 1,5 тысячи детей переселенцев, а по стране их намного больше, - рассказывает координатор детского направления гражданской инициативы "Восток-СОС" Светлана Тарабанова. Организация работает не только с теми семьями, которые поселены компактно для временного проживания в санаториях и лагерях, но и с теми, кто сам ищет жилье, работу, устраивает малышей в школы и сады. У них возникает намного больше вопросов.
У таких детей немало проблем. Кроме того что некоторые стали свидетелями боевых действий и страдают от воспоминаний, почти все испытывают сильное потрясение в связи с переездом. Большинство потеряли связь с друзьями и теперь вынуждены заново вливаться в коллектив детей. Для ребенка адаптация к новому городу - также сложный процесс, особенно если мальчик или девочка из сельской местности и реалии мегаполиса для них непривычны. Родители занимаются поиском жилья и работы, часто не имеют возможности уделять должное внимание детям.
Не болезнь, а нормальная защита
Самая распространенная проблема - психологические травмы. Причем далеко не все родители способны это осознать, в том числе ответственность за душевное состояние своих детей, и отказываются от работы с психологами. Слишком мало люди знали о помощи таких специалистов, путая их с психиатрами. Некоторым кажется, что подобная помощь поставит их детей в какое-то ущемленное положение, как "неадекватных". Есть и те, кто, опасаясь за психику ребенка (например, страдает от кошмаров, начал заикаться или появились странные фантазии), больше всего боятся, что его отправят в специальное учебное заведение, положат в больницу. Но подобные реакции у детей, странные на первый взгляд, - это лишь нормальная попытка психики защититься от пережитого. И к психическому заболеванию не имеет никакого отношения. Однако если оставить ребенка без помощи, попытки справиться самостоятельно могут сказаться на будущей жизни: скажем, разовьется недоверие к людям, избегание общения. Так что теперь задача государства - оказывая социальную поддержку, донести до людей суть психологической помощи детям, а также организовать ее в школах.
По словам Светланы Тарабановой, которая также с семьей переселилась в Киев, отдельная проблема - адаптация ребенка в новом классе. Ее тринадцатилетняя дочка, хоть и достаточно контактный ребенок, все же испытывает страхи - как сложатся отношения с одноклассниками. Ведь раньше ей никогда не приходилось менять место учебы.
Ранцы и форму можно получить в общественных организациях
К сожалению, к переживаниям детей добавляются и материальные проблемы: многие ребята ощущают себя лишенными радостей новых покупок, подарков, развлечений. Многие из них оставили дома любимые компьютеры, игрушки, рюкзаки, нарядную одежду. Семьи переселенцев нередко находятся в тяжелом финансовом положении, особенно если нет работы. И дети, уже пострадавшие от всего пережитого, начинают ощущать себя обделенными. Школьникам же очень важно прийти в новые классы, не ощущая себя в чем-то хуже ровесников. Поэтому организация "Восток-СОС" предлагает обращаться за помощью тех родителей, которые не могут сейчас обеспечить полное школьное обмундирование детям (в первую очередь тем, кто сейчас находится в Киеве и области, но также и тем, кто переехал в другие регионы). Тем же местным жителям, которым не сложно, посетив школьные базары, купить лишние канцтовары, тетради, форму, предлагают передать это в семьи беженцев. А если между семьями завяжутся какие-то контакты, возможно, это будет взаимно приятно. И уж точно детям будет легче, если на новом месте появится больше знакомых людей.
КОМПЕТЕНТНО
Если отказались взять в школу, обязаны подтвердить это письменно
Как пояснили в департаменте общего среднего и дошкольного образования Минобразования Украины, школы обязаны принимать детей из Донбасса, даже если нет документов. Сослаться можно на письмо МОН от 18.07.2014 №1/9-366. Достаточно заявления, а табель успеваемости ребенка, личное дело и медицинскую карточку учебное заведение должно получить само из предыдущей школы, послав запрос.
Некоторые родители боятся даже обращаться, не имея на руках документов, поэтому информацию просят передать всем, у кого есть малыши и подростки школьного возраста. В случае если проблемы с зачислением в класс все же возникают, необходимо подать на имя директора школы письменное заявление и получить от него письменный отказ. После чего обращаться в МОН, а также районный (городской, областной) департамент образования. Каждому ребенку гарантируют реализовать его право на обучение. Также просят сообщать о случаях, когда с родителей незаконно вымогают спонсорские взносы в фонд школы.
Пока что в образовательное ведомство и общественные организации поступило не более десятка жалоб насчет отказов. В некоторых случаях это связано с тем, что до 10 августа многие педагоги, в том числе руководители учебных заведений, в отпусках, поэтому некому было принять решение. Сейчас же самое время обращаться повторно.
Не должно вызвать затруднение и требование предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья школьника. Ее обязаны выдать в поликлинике по фактическому месту жительства. Никаких оплат за взятие на учет в медучреждении для переселенцев не предусмотрено, и если где-то требуют опять-таки пополнить благотворительный фонд - это незаконные поборы.
СПРАВКА "КП"
Что понадобится школьникам
Чтобы передать помощь, звоните по тел.: (050) 623-58-46 (Светлана) или (050) 982-68-70 (Юлия).
В ТЕМУ
Педагоги могут столкнуться с "политическими разборками" среди детей
У тех, кто переехал, разные политические взгляды, в некоторых семьях - и беженцев, и местных жителей - открыто обсуждают их при детях. Поэтому психологи и педагоги столкнутся в этом учебном году с непростой задачей объединить детей, избежать конфликтов и деления на "наших" и "ваших", считает психолог Антонина Юдина. По ее словам, в их дворе дети разбились на два лагеря - те, кто копирует украинских военных и мечтает стать настоящими украинцами, и те, кто в стороне. Так вот, один из заводил ребят-патриотов - сын ополченца, погибшего в зоне АТО. Подобные запутанные ситуации подбрасывает жизнь.
Чтобы дети могли адаптироваться в новом классе, надо стараться учить всех школьников видеть характеры друг друга, умения, общие интересы. Необходима именно воспитательная работа, которая в последние годы была оттеснена по сравнению с преподаванием.
ВАЖНО
В учебных заведениях психологи будут работать с детьми беженцев
В Минобразования собираются оказывать специализированную помощь детям переселенцев. Психологическая реабилитация нужна всем детям Луганской и Донецкой областей, уверена глава Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Лилия Гриневич, а для ее качественного обеспечения необходимы дополнительные ставки для школьных психологов в учебных заведениях. Кроме того, необходимо организовать дополнительную подготовку для тех специалистов, которые будут работать с детьми из зоны АТО, ведь раньше на опыте с такими проблемами психологи не сталкивались.