Поколение Х (родились в 1963 - 1983 гг.)
Эксперты говорят, что представители разных поколений имеют немало отличий, но принято больше говорить о различиях в их жизненных ценностях и отношении к работе, ведь именно это больше всего волнует бизнес.
- Теория поколений - это все же не наука, а именно теория, - говорит директор по странам CНГ компании World Staff Виталий Михайлов. - Тем не менее, даже учитывая, что все люди разные, многие вещи действительно работают.
По словам эксперта, основные черты поколения Х заключаются в том, что они - большие приверженцы трудовой дисциплины. Этому их научили детский сад, школа, институт, служба в армии. Поэтому если компании нужен надежный, ответственный и исполнительный сотрудник, нужно обратить внимание на представителей этого поколения и так называемых беби-бумеров (последние родились до 1963 года).
Руководитель "Исследовательского центра Международного кадрового портала HeadHunter Украина" Ульяна Маслова добавила: представители этого поколения и люди более старшего возраста, в том числе и пенсионеры, блестяще справляются с рутинной и монотонной работой. Здесь им просто нет равных!
Психологи утверждают, что люди-"иксы" до сих пор свято верят, что на вершину карьеры их приведет упорный и самоотверженный труд. Для Х очень важны социальные гарантии, стабильность и уверенность в завтрашнем дне, и они могут проработать в одной компании чуть ли не всю жизнь!
Поколение Y (родились в 1984 - 2000 гг.)
Теоретически поколение Y, воспитанное своими родителями-"иксами", должно взять их основные черты и быть такими дисциплинированными и пунктуальными. На практике же все не так просто.
- Родители далеко не всегда в авторитете у своих детей, да и общаются они не так уж часто, - говорит Михайлов. - Знакомая картина: вся семья собралась вместе за одним столом, но ребенок не принимает участия в общем разговоре - он с планшетом или смартфоном общается в Сети со своими друзьями.
Среди "игреков" также есть ответственные и исполнительные люди, но их мало, продолжает эксперт. Большинство из них - это мальчишки и девчонки, которые на работе могут либо общаться, либо заниматься исключительно тем, чем им интересно. Они не читают инструкций, даже если в них все подробно прописано, а если что-то непонятно, просто идут в Google.
- Для представителей этого поколения мотивацией являются даже не сами деньги, а то, что они могут себе позволить на них купить здесь и сейчас, - рассказывает Виталий Михайлов. - Например, они могут потратить все заработанное на курсы или на путешествие. Им неинтересно откладывать деньги впрок и просчитывать карьеру на годы вперед. "Игреки" живут сегодняшним днем, если не нравится работа - уйдут, особо не раздумывая. А еще для них очень важен баланс между работой и личной жизнью. Довольно популярно мнение, что для представителей поколения Y работа - это лишь времяпровождение между выходными.
- В свое время мы проводили исследование, и выяснилось, что представителей поколения Y их руководители и более старшие коллеги считают безответственными, нелояльными к работодателю и к тому же с завышенными зарплатными ожиданиями, - рассказала "Комсомольской правде" в Украине" Ульяна Маслова. - В то же время сами молодые люди с такой оценкой не согласились. Они признали свои высокие требования по зарплате, а вот по поводу обвинений в безответственности сказали, что просто не готовы ставить работу выше личной жизни, а это далеко не одно и то же.
- "Игреки" способны выполнить огромный объем работы в максимально сжатые сроки, если знают, что получат за свой ударный труд достойное вознаграждение, - добавила психолог Оксана Навроцкая. - Они верят в собственную удачу и рассчитывают на быстрый успех. В отличие от "иксов", "игреки" не станут работать за идею. Эти люди привыкли жить быстро: отработать, увидеть реальные результаты своего труда, немедленно получить оплату и быстро ее потратить.
В целом эксперты единодушны: этим молодым людям нужно давать больше свободы, ведь в большинстве случаев не устраивает даже график работы с 9 до 18. Если же их зажимать в рамки, в том числе и временные, они либо будут работать неэффективно, либо вообще уйдут.
Поколение Z (родились после 2000 года)
По сути, это совсем еще дети, но социологи уже возлагают на них большие надежды. Считается, что именно поколение Z сможет вывести экономику многих стран на современный уровень, переняв настойчивость и работоспособность у двух предыдущих поколений и будучи не настолько материально ориентированными, как их родители из поколения Y. Правда, уже сейчас заметно, что поколению Z никто не указ, кроме их самих.
Эксперты говорят, что эти дети очень разные. Есть среди них очень целеустремленные личности, с которыми родители много занимались, отдавали во всевозможные кружки и спортивные секции. А есть те, кто живет своей жизнью, особо не напрягаясь: школа - дом, дом - школа. И везде их сопровождает интернет.
- Потенциал у этого высокотехнологичного поколения огромный, - уверен Михайлов. - Они, можно сказать, родились с планшетом и смартфоном в руках, к тому же легко обучаются.
С другой стороны, продолжает эксперт, это виртуальное поколение. Нынешним детям и подросткам интереснее общаться в интернете, чем с живыми людьми. И если говорить о взрослой жизни сегодняшних детей, то эти привычки сыграют с ними не очень хорошую службу. Человек без коммуникативных навыков сможет работать далеко не на всякой работе.
- Впрочем, отсутствие опыта в общении вовсе не помешает ему стать, например, программистом, - говорит эксперт. - Сегодня это не только модная и престижная профессия, но и единственная сфера в Украине, которая не "просела" из-за кризиса.
Прогноз на будущее
В связи со всем вышесказанным возникает вопрос: что ждет украинские компании в будущем и как изменится их работа, в связи с тем что беби-бумеры и "иксы" в силу возраста постепенно уходят с рынка труда и на смену им приходят "игреки", а не за горами - нашествие "зетов"?
Виталий Михайлов уверен: если представители старшего поколения легко подстраивались под требования компании, в которой они работали, то с представителями Y и Z этот номер не пройдет. Компаниям придется самим подстраиваться под новых сотрудников. Если этого не сделать, то "игреки" просто уйдут, а "зеты" даже не придут.
Эксперт убежден: то, что сотрудника выбирает работодатель, - это иллюзия. На самом деле это сотрудник выбирает, где ему работать, тем более что у хорошего специалиста есть все возможности для этого выбора.
История вопроса
Поколением X обычно называют людей, родившихся в разных странах в период спада рождаемости после 1963 года, который наступил после демографического взрыва. Впервые термин "поколение X" был использован Джейн Деверсон в Великобритании. По поручению женского журнала она провела серию интервью с подростками. Данное исследование выявило новое поколение, представители которого "спят друг с другом до свадьбы, не верят в бога, не любят королеву, не уважают родителей, не меняют фамилию, когда выходят замуж". Журнал отказался опубликовать результаты работы, так как редакция посчитала эти выводы не соответствующими интересам издания. Чтобы исследование не пропало, Деверсон стала сотрудничать с голливудским журналистом Чарльзом Хамблеттом, и вместе они издали книгу, которую и назвали "Поколение X".
В 1991-м писатели Вильям Страусс и Нил Хоу назвали таких людей "Поколение 13". Авторы определили годы рождения этого поколения с 1965 по 1982, основываясь не на уровне рождаемости, а на изучении пиков и спадов в культурных течениях. По мнению авторов, "Поколение 13" сформировали: