21 ноября
Загрузить еще

Что и почему хотят изменить в учебниках истории

Что и почему хотят изменить  в учебниках истории
Фото: Пособия, по мнению психологов, должны вызывать яркие эмоции, а не просто сообщать факты. Фото: Михаил Бакузов

Ни по одному другому предмету учебники не меняются так часто. Причем речь не о новейшей истории. Трудно объяснить ребенку, почему новые политические события регулярно заставляют авторов переписывать разделы  про Киевскую Русь. "Комсомолка" выяснила, как вскоре преобразится программа по истории Украины. 

Какая жидкость важнее? 

Как-то 13-летняя дочка подруги жаловалась на учебники, в которых даны нерешаемые задачи. 

- И в каком же учебнике больше всего ошибок? - поинтересовалась я. И получила неожиданный ответ:

- В истории. Ее же все время переписывают. 

- Попытки изменить акценты в преподавании истории с приходом новой власти делаются в большинстве стран, - утверждает кандидат исторических наук Надежда Прягина. - Не зря говорят: историю пишут кровью, а переписывают чернилами. И, увы, неизвестно, какая жидкость в информационных войнах побеждает. Тем более у каждого народа есть "чувствительные" темы: скажем, для США это рабство и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. На конференции в Швеции преподаватели повторяли мудрую фразу: важно не то, как именно переписывать учебники по истории. Важно научиться дописывать, сохраняя прошлое. Даже если придется давать противоречивые версии, новые трактовки рядом со старыми - детям куда полезнее искать собственную точку зрения и делать выбор, чем ждать, что им все разжуют и "вложат в умы". Однобокость в истории страшнее всего!  

Князья остались за бортом 

Что же конкретно изменится? Больше всего споров вызвала программа для 5-го класса (кстати, это тоже уже традиция). Ведь речь идет о курсе "Вступление к истории", который призван обрисовать для 10-11-летних детей все, что когда-либо происходило с украинским народом. 

10 лет назад материал начинался историей "Княжеской Руси-Украины" (именно так государство именуется историком Михаилом Грушевским). В изданиях, рекомендованных для школ в последние годы, название превратилось в Киевскую Русь. В новой программе опять возвращаются к Руси-Украине. 

Однако в старых учебниках детям успевали дать еще и Галицко-Волынское княжество (в книгах 2013 г. его "сократили"). У всех предшественников есть Крещение Руси, а также разнообразные князья и княгини: Ольга, Владимир Великий. В новой программе из них всех остался только Ярослав Мудрый, о котором раньше писали вскользь (например, его вообще нет в учебнике В. Власова).  

Тараса Шевченко вернули  

В учебниках времен оранжевой революции рассказывали о русской "Троице", меценатах 

XIX в., затем этот материал исчез, и его пока не собираются возвращать в программу. В новой программе почему-то проигнорировали образование и культурное просвещение в 18-19 вв. Если когда-то дети узнавали о  Киевском, Львовском и Харьковском университетах, в последние годы им оставили лишь Харьковский, а в новой редакции исчез и он.  

В учебниках образца 2013 г. (под редакцией О. Пометун) не упоминались Т. Шевченко и И. Франко, очевидно, их решили "отправить" в украинскую литературу. Теперь поэтов вернули, а вот поэтессе повезло меньше - Леся Украинка, которую тоже учили в 5-м классе в рамках истории Украины, "отбор не прошла".  

Украинские сечевые стрельцы "потерялись" еще во времена Табачника, а вот фамилии Скоропадского, Петлюры, Винниченко тогда еще встречались на страницах учебников, зато не обозначены в новой программе. 

Вместо Майдана - Кличко 

Детально будут изучать дети Голодомор, а также Вторую мировую войну (в предыдущие годы было сломано много копий насчет названия "Великая Отечественная" как излишне советское). Впервые главной личностью, о которой расскажут в связи с этим периодом, станет Герой Украины Алексей Берест, который устанавливал знамя на рейхстаг. 

В старых вариантах рассказ об Украине 50-80-х годов завершался Чернобылем. Сейчас учить атомную катастрофу пятиклассники не будут.  

В учебнике 2005-го несколько страниц посвящено оранжевой революции. Позже на месте фотографий Майдана в учебнике 2010 г. появился текст о боксерах братьях Кличко, а также о других известных людях Украины: враче Амосове, авиаконструкторе Антонове. Кроме того, период Независимости учили по президентам: в первой редакции все, конечно, ограничивалось Леонидом Кравчуком, в прошлогодней версии перечисляли всех до Януковича. 

Сейчас же на президентах, очевидно, акцент делать детям не будут. Тема Независимости начинается с рассказа об Украинском освободительном движении, причем ребятам расскажут о Вячеславе Черноволе. 

Мнение 

Эмоции в десять лет важнее фактов 

 

Психолог Людмила Олишевская:  

- А вот времени на это за последние 16 лет отводится немного: по одному уроку в неделю. Да и память у детей в этом возрасте перенапрягать не стоит. Что втиснуть в эти 35 часов? Отобрать материал для 5-го класса не так просто, как кажется, ведь именно в этом возрасте на самом деле можно воспитать патриотизм, равнодушие к прошлому своего народа или отторжение. Во многих странах подобный курс дают как набор увлекательных историй, легенд - потрясающее воображение ребенка "чтиво", а не набор фактов. И чем больше положительных эмоций у пятиклассников, тем больше гордости за народ. Изменить эту базу умными беседами в старших классах крайне сложно.  

Официально

До 10 сентября ждут "жалобы и предложения"

Программы по истории Украины и всемирной истории для 5-9-х классов школ будут менять. Пока что Минобразования принимает до 10 сентября на электронную почту пожелания и уточнения от экспертов, однако основной проект уже готов. Как пояснили в МОН, "добавки" появились после проведенной экспертизы уже существующих школьных учебных программ, а предложения поступали от учителей и ученых. По мнению замминистра образования Павла Полянского, история Украины должна быть изложена как часть европейской истории. Вскоре станет известно и о том, какие изменения внесут в новейшую историю. В программе для 11 класса планируют раздел о Революции Достоинства 2014 г. 

В тему

Бахчисарайский дворец оставили в учебнике 

В новой программе слишком много времени (треть) уделяется архитектурным памятникам, считает киевский учитель истории Константин Левченко. Возможно, детям понятнее было бы узнавать о памятниках культуры, изучая исторические темы, а не как отдельный блок информации. Эту часть некоторые педагоги даже прозвали "путеводителем для туриста". Кстати, Бахчисарайский дворец в Крыму детям по-прежнему будут представлять как одно из украинских достояний. 

А КАК У НИХ?

В Европе готовят единое пособие для школьников 

Издать "Перекрестки европейской истории", которые смогут изучать учащиеся в любой из стран ЕС, планируют в следующем году. 35 авторов из разных стран, которые готовят материалы, планируют описать сотни лет совместной истории. Причем сделать это так, чтобы отразить позицию разных сторон и не нарушить толерантности. 

Пока что разногласий много. Например, обнаружилось, что во французских учебниках истории Великобритания именовалась как "оккупант" и "колонизатор", когда речь идет о военных столкновениях между странами, начиная с эпохи Средневековья. "Обидные названия" убрали и из общего текста, и из учебников Франции.

У Польши и Германии свои "болевые точки": как корректно, но честно написать об агрессии Германии в 1939 г., о Тевтонском ордене (немцы считают, что он приносил пользу, а не только захватывал чужие земли).