"Вначале было Слово". Оказывается, это знают даже младенцы. Недаром, их устами глаголет истина. В возрасте до шести месяцев детям доступны гласные и согласные любого языка Земли. Агукающие малыши из лесов Амазонии и норвежского взморья могут найти полное взаимопонимание. Но начиная с семи месяцев картина потихоньку начинает меняться.
Ученые из Вашингтонского университета методом магнитной энцефалографии обследовали младенцев и взрослых. По результатам они определили, что именно между седьмым и одиннадцатым месяцем жизни дети начинают по-разному воспринимать звуки родного и иностранного языка, пишет Лента.Ру. Кроме того, восприятие речи всегда включает одновременно и слуховую, и двигательную зоны коры головного мозга, то есть даже младенцы активно пытаются говорить, а не просто воспринимают речь взрослых. Исследование описано в последнем номере журнала "Записки Национальной академии наук", а кратко с его содержанием можно ознакомиться на сайте университета.
|
В ходе двух экспериментов детей семи и одиннадцати месяцев от роду, а также взрослых, поместили в магнитоэнцефалограф, а затем проигрывали им записи слогов на двух языках, родном и неродном (в первом эксперименте - английском и испанском, во втором - финском и китайском).
Даже у младенцев на звуки слогов реагировала как слуховая зона коры - верхняя височная извилина, так и двигательная - центр Брока, отвечающий за моторную организацию речи, и мозжечок. То есть младенцы пытаются воспроизвести услышанные звуки в самом раннем возрасте.
Однако у детей одиннадцати месяцев и взрослых участников эксперимента на слоги родного языка более интенсивно реагирует слуховая зона коры, что отражает выросшие способности их различать, а иностранного - двигательная. Видимо, так мозг пытается помочь человеку лучше произнести непривычные звуки.
Ученые выдвигают гипотезу о формировании базовой аудио-артикуляционной карты у младенцев уже к 12-20 неделям жизни. Как только дети начинают "имитировать" ударения и гласные звуки. Поэтому родителям советуют разговаривать с детьми с самого раннего возраста.
- Язык родителей ребенок различает лучше всего. Когда папа и мама говорят с ним, мозг младенца более интенсивно готовит речевой аппарат к разговору, - отмечает ведущий автор исследования Патриция Кул (Patricia Kuhl).