Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
2 мая
Загрузить еще

"Это я научил Рыбникова носить фуражку набок"

Фото: Петр Доля с удовольствием пересматривает «Весну на Заречной улице». С этим фильмом у него связаны самые хорошие воспоминания. Фото: Яков ОЗИМЫЙ.

Подойдя к небольшому частному дому в селе Тарасовка, мы обомлели. На пороге нас встречал собственной персоной Саша Савченко! Правда, лет на 50 старше. Пенсионер Петр Доля похож на актера Николая Рыбникова не только внешне, но и по характеру, и по профессии: оба - металлурги. Удивительно и то, что судьба свела этих людей на одной съемочной площадке, развернувшейся на заводе "Запорожсталь".

С ходу взяли в массовку

Сейчас Петру Ивановичу 75 лет. Родился и вырос в Тарасовке. А вот в середине 1960-х 17-летнему Пете пришлось переехать из родного села в Запорожье. Кто-то посоветовал проворному подростку пойти на "Запорожсталь". С деньгами было очень трудно, а на заводе хоть и немного, но платили. Петр в течение года учился на каменщика огнеупорной кладки в училище ФЗО при предприятии. А весной 1956 года и произошла судьбоносная встреча с кинематографом.

На завод приехала съемочная группа с Одесской киностудии во главе с режиссерами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым. Специалисты отбирали металлургов для массовки. В кино звали только тех, кто участвовал в художественной самодеятельности.

- А ведь я со школьной скамьи и пел, и танцевал, потому меня сразу же утвердили, - вспоминает Петр Иванович. - В итоге я единственный из училища попал на съемки фильма "Весна на Заречной улице".

Была еще одна причина, почему киношники ухватились за сельского паренька: его удивительное сходство с актером Николаем Рыбниковым, исполнителем главной роли.

- Мы познакомились с Николаем уже в первые дни работы над картиной, - расцветает в улыбке пенсионер. - Как только он меня увидел, сразу же подошел и говорит: "А вы мне понравились". Сразу обратил внимание на мою фуражку, и сам начал вот так немного набок свою надевать: "Ты вот налево носишь, а я буду направо". Доходило до смешного. Когда я шел по заводу, рабочие шушукались: мол, смотрите, Рыбников идет!

Актер Николай Рыбников был кумиром советской молодежи. 

Уволился после письма-жалобы в Москву

Петр Иванович сыграл в нескольких эпизодах фильма. Первый - когда парни возле киоска пиво пьют, а он из-за угла выглядывает. А второй - его любимый:

- Помните, когда все с работы возвращаются по мосту? Так вот я за гитаристом иду, - гордо расправил плечи наш собеседник. - А потом его еще в воду бросают. Кстати, сначала этого эпизода не было в сценарии - это импровизация. А в итоге вон как все интересно получилось.

В начале 70-х годов Доля устроил на заводе бунт. Узнав, что в соседнем Кривом Роге сталевары получают в два раза больше, чем на "Запорожстали", Петр Иванович собрал сотрудников цеха (а это порядка 250 человек) и предложил написать жалобу в Москву: мол, почему такая несправедливость с оплатой труда? Все поддержали активиста, письмо было отправлено. 

- Куда меня только ни вызывали из-за того письма: и к директору, и в обком партии, и даже в КГБ, - вспоминает Доля. - В конце концов попросили написать заявление об уходе, я так и сделал.

Фотографировал Роговцеву и Никулина

Известные режиссеры еще не раз приглашали Петра Ивановича в свои фильмы - в массовки. Так он засветился в картине "Единственная", где главную роль сыграл Валерий Золотухин. А еще в эпизоде фильма "В одну-единственную жизнь" с Николаем Олялиным.

Кроме того, начал профессионально заниматься фотографией. Для Доли позировали даже знаменитости - Юрий Никулин, Ада Роговцева.

И даже сейчас, несмотря на домашние хлопоты, пенсионер живет творчеством. Он - староста народного казацкого ансамбля "Жаворонок", который гастролирует по всей стране. 

А вот ни диска, ни видеокассеты с записью любимого фильма у Петра Ивановича нет - смотреть-то все равно не на чем: дома ни видика, ни компьютера. Но как только "Весну" показывают по телевидению, его от голубого экрана не оторвать.

- Обязательно смотрю и каждый раз плачу, - смахивает слезинку старик.