Загрузить еще

Сельскую школу перестроили ради одной ученицы на коляске

Сельскую школу перестроили ради одной ученицы на коляске
Фото: Каждый день стайка ребят встречает Вику с мамой у ворот школы и провожает после уроков. Фото: Юлия МЕЛЬНИЧУК

Когда я зашла во второй класс обычной сельской школы в Карповцах (Житомирская область), сразу не заметила ту самую Вику среди сидящих за партами детей. Определила "особую ученицу", лишь когда к ее парте подкатили инвалидную коляску и она ловко перебралась в нее со стула, опираясь на руки. 

Вика - первый и пока единственный на всю область неходячий ребенок, который учится в обычной массовой школе.

Пандус профинансировал глава сельсовета

- Викуль, ты поела? - заботливо спрашивает девочку мама Галина Михайловна.

Все второклашки отправились на обед в столовую, а Вике принесли еду в класс. Ребята уже привыкли к особым потребностям одноклассницы. С ее появлением в школьной жизни и правда многое изменилось. С прошлого года в Украине стали внедрять так называемое инклюзивное обучение - то есть создавать в массовых школах условия для детей с особыми потребностями. Это обычная практика европейских стран. Да вот только одно дело - разработать программу на бумаге, и совсем другое - воплотить ее в жизнь. Директор Карповецкой школы Ирина Мельник рискнула, когда к ней пришла мама Вики с просьбой разрешить привозить дочку на занятия в школу.

- С первой же проблемой столкнулись во время очередной проверки прокуратуры, - продолжает директор. - Для обучения ребенка-колясочника нужно оборудовать пандус. Финансирование не предусмотрено. К счастью, помог наш председатель сельсовета - выделил и деньги, и стройматериалы.

Спецуголок отгородили шкафом

Еще одна сложность: пандусы на всех лестницах многоэтажной школы не установишь. По всем архитектурным нормам они там просто не поместятся, поскольку лестницы узкие. Это значит, что Вика не сможет на коляске подняться в актовый зал и в другие аудитории школы. А ведь после четвертого класса детвора начнет ходить по разным кабинетам.

- Скорее всего, этот класс будет обучаться стационарно на первом этаже и преподаватели-предметники сами будут ходить к ребятам, - говорит директор. - Вот только с химией придется что-то придумать - там ведь специально оборудованный кабинет.

В самом же классе для девочки отгородили шкафом уголок. Там мама может Вику переодеть, умыть. Ребенок ведь вынужден постоянно пользоваться памперсами в силу физиологических особенностей. 

Учительница Катерина Когут купила коврик для девочки, чтобы та могла отдохнуть от долгого сидения за партой. Но самое главное для педагога - создать такую атмосферу в классе, чтобы и Вика, и остальные ученики чувствовали себя вместе комфортно.

В школе нет психолога, и этот колоссальный труд лег на плечи учителя. За это ничего не доплачивают, но Катерина Борисовна справляется на все сто.

"Мне тут хорошо. Столько друзей!"

Когда я попросила ребят рассказать о Вике, все стали наперебой кричать, что это очень добрая, нежадная и воспитанная девочка. Было очевидно: дети ее любят и в обиду никому не дадут. В наш жестокий век это неоценимо. А сама Вика призналась: "Мне хорошо в школе. И так много друзей!"

- Первые три месяца у Вики каждый вечер случались истерики, - рассказывает Катерина Когут. - Она никак не могла смириться с тем, что не может на перемене бегать и играть с одноклассниками, а на утренниках вместе с ними танцевать. Непросто было научить ее писать - руки-то у нее сильные, а развитие пальчиков заторможено. Математика Вике дается хуже, чем другие предметы, но в целом мы справляемся.

К таким детям положено прикреплять воспитателя, который неотлучно находится с ребенком на уроках и по ходу объясняет все, что непонятно. К Вике прикрепили Татьяну Вигуру.

- У девочки немного замедлен темп мышления, и пока класс решает пять задач, мы скрупулезно разбираем две, - включилась в разговор ассистент. - Тем не менее не могу сказать, что она сильно отстает от сверстников.

А еще в классе часто организовывают кукольный театр. Например, прочитают сказку - и сразу же ставят по ней кукольный спектакль. Вот где нет равных Вике! Она вместе с другими находится за ширмой, и никто не видит ее коляски, зато слышит и восхищается ее игрой. Это вдохновляет и окрыляет.

Галина Михайловна каждый день привозит дочь в школу и остается с ней до окончания уроков. По ее словам, Вика родилась с позвоночной грыжей, которую прооперировали в день рождения. Но, видимо, неудачно. Нижняя часть тела ребенка навсегда осталась недвижима. Вику предлагали отдать в интернат, но мать и слушать не хотела. Только обычная школа.

- Я очень благодарна всем: учителю, ассистенту и директору школы, - говорит мама Вики. - Мой ребенок живет интересами класса, дружит с детьми, которые ее утром встречают, а после уроков провожают до ворот школы. Вика сильно обделена судьбой, а если еще забрать у нее школу, то что останется? 

КОМПЕТЕНТНО

Как попасть на инклюзивное обучение?

- Чтобы ребенок-инвалид был зачислен в обычную школу, необходимо получить разрешение областной психолого-медико-педагогической комиссии, - пояснила главный специалист облоно Зинаида Лавренчук. - Это единственная организация, которая имеет право выдать разрешение на инклюзивное обучение. В нашей области свыше 90 детей с особыми потребностями прошли эту комиссию и учатся в обычных школах. Однако таких тяжелых детей, как Вика, всего двое. Еще один мальчик, который не может сам передвигаться, учится в частной житомирской школе. Остальные дети-колясочники - либо в спецшколе-интернате, либо на индивидуальном обучении.