Супруги Калабай радуются каждому новому слову и открытию малышки. Дочка растет здоровенькая и не по годам смышленая. 21 июня семья отпразднует ее первый день рождения. Страшно подумать, что Эмилии могло и не быть.
Марьяна, мама двоих детей, полтора года назад одновременно узнала две новости: хорошую - она снова беременная, и плохую - у нее обнаружили рак крови. Врачи настаивали на аборте: мол, нужно о себе подумать. Но женщина твердо решила: буду рожать.
Рак ушел, но может вернуться
Михаил работает, Марьяна на хозяйстве. Справляется со всем - и с готовкой, и с уборкой, и с детьми. Хотя статус здоровой женщина получит еще не скоро. Ей нельзя выходить на солнце, находиться в многолюдном месте. Каждый день - влажная уборка дома, никаких штор и других пылесборников. После химиотерапии иммунитет слишком ослаблен. И хотя лечение в Германии дало очень хорошие результаты, страх все равно не покидает.
- Жить с этим страхом мне придется еще пять лет, - вздыхает Марьяна Калабай. - В течение этого срока болезнь еще может вернуться. Если честно, сейчас даже страшнее, чем тогда, полтора года назад, ведь на руках маленький ребенок.
То, что женщина с диагнозом "острый лейкоз" смогла выносить и родить здоровую девочку, - случай уникальный. После родов Марьяне предстояло длительное лечение - химиотерапия, трансплантация костного мозга. На все это требовались огромные деньги. Рекордную сумму - 168 тысяч евро - собирали всем миром. А немецкие врачи даже отказались от своих гонораров.
- Врачи нас тогда поставили между сложным выбором, - вспоминает события годичной давности супруг Марьяны Михаил. - Признаться, я всегда ставил жену на первое место. Говорят, пока ребенка не увидишь, полюбить тяжело. Может быть, этим я и руководствовался. Но последнее слово было за женой - ведь она мать. Ободряло и то, что по всем анализам ребенок был здоровый. Сейчас мне кажется: если бы она тогда сделала аборт, болезнь дала бы всплеск, и тогда мою Марьяну уже ничто бы не спасло. Беременность же сдерживала развитие раковых клеток.
Побрился наголо в знак солидарности с женой
Полгода молодая мама с малышом провела в Германии и только в ноябре вернулась домой. Еще как минимум год Марьяна будет под наблюдением врачей. Не исключается и отторжение трансплантированного костного мозга. Но супруги верят, что все будет хорошо. А еще планируют встретиться с донором, который спас жизнь Марьяне - 19-летним парнем из Польши. И поблагодарить.
По закону, оказывается, в течение двух лет реципиент не имеет права общаться с донором. Так сделали, чтобы оградить жертвователя от необдуманных претензий за "некачественный материал", если вдруг не приживется орган.
К слову, Михаил отмечает, что жена сейчас выглядит моложе своих лет, и считает, что это тоже благодаря донорскому органу молодого человека.
Отец семейства до сих пор помнит, как встречал жену после долгого лечения за границей.
- Марьяна после химии приехала совершенно лысая, - говорит он. - Чтобы ее поддержать, я также побрился наголо. Накупили париков, отметили рождение нашей девочки.
За те полгода Михаил не раз ездил в Германию к жене и дочке, а дома на нем были старшие дети - 13-летняя Вика и пятилетний Артур. Дети все понимали и осознавали. Деньги на лечение мамы собирали даже в школе, где учится Вика. Молились за них все близкие и знакомые.
- По хозяйству нам помогали бабушки, подруги жены, - продолжает Михаил. - Но когда, скажем так, не слишком умные люди начали распускать слухи - мол, ко мне женщины ходят, пока жены нет, пришлось отказаться от помощи подруг Марьяны. Я нашел фирму, которая готовит и доставляет обеды. Так и жили.
После пережитого супруги начали помогать и другим людям, попавшим в такую же беду.
- Помогаем молодой семье из Ровно, - рассказывает Марьяна. - Беременной 19-летней Светлане врачи поставили диагноз "рак крови". Мы ей передали контакты всех клиник, куда сами обращались. Сейчас она в Польше. Света родила на пятом месяце, ребенок весом всего 500 граммов. Но врачи выхаживают кроху. А маме капают химию. Там ситуация даже сложнее, чем была у нас. Еще помогаем женщине, которой нужна пересадка печени.