22 декабря
Загрузить еще

Каникулы - чтобы учиться?

Каникулы - чтобы учиться?
Фото: Если заниматься летом «в охотку», знания усвоятся быстрее, чем во время учебного года. Фото: Евгения Гусева

Учителя, кажется, уверены, что каникулы - время, когда родители наконец-то исправят их педагогические "косяки" и объяснят сыновьям и дочкам то, что не удалось растолковать им в классе. Когда 9-летняя дочь подруги пришла 1 сентября с тем же багажом знаний, что и уходила, ее родителей… вызвали в школу. Педагог недоумевала: чем же вы занимались летом? Родители тоже были в шоке: девочка - не двоечница, и никаких причин для таких волнений они не видели. 

Умственная гимнастика или переутомление?

Впрочем, на лето все остаются с заданием: внеклассная литература, требования повысить скорость чтения или вызубрить таблицу умножения - обычная практика. А в старших классах детям привычно дают задания на лето. Когда же речь идет о тех, кому надо подтянуть хвосты, вроде и возразить нечего: ребенку надо поднапрячься, раз запустил занятия во время учебного года. Остается одно "но": как привязать к учебникам чадо, которое рвется на улицу, на реку или просто прикипает к компьютеру?

В некоторых семьях разворачиваются целые каникулярные бои - с отключением интернета и рыданиями "Когда же мне отдыхать?". В родительских сердцах сталкиваются две идеи. То ли дать любимому ребенку повеселиться вволю, так, как этого хочется в детстве. То ли позаботиться, чтобы не отвык от занятий, чтобы ему же потом было легче в школе - ввести своеобразную умственную гимнастику: читать, решать задачки. Как же быть? 

По мнению преподавателя детского развивающего центра Марьяны Шевченко, есть компромисс: июнь и июль лучше беззаботно побыть на природе, а "подтягивать хвосты" начинать в августе, чтобы школьник успел адаптироваться к началу занятий.

Важная "хитрость", которую специалист обнаружила на собственном опыте: сопротивляется учебе не ребенок, а вы сами! Да-да, дети реагируют не на слова, а на мимику и жесты. Посмотрите в зеркало: как именно вы говорите о занятиях. Вам кажется это важным и увлекательным? Или вы вспоминаете, как хотелось избавиться от занятий в детстве, и страдаете: опять приходится вникать в эту ерунду. 

Изложение о супергероях

Парадокс: у детей, с которыми родители выполняют вместе домашние задания чуть ли не до старшей школы, чаще развивается пренебрежение к урокам, чем у самостоятельных сверстников. Они привыкают думать, глядя на тревожно-раздраженное лицо пап и мам, что уроки - это   второсортная, неприятная работа, которую кто-то все равно выполнит или она "сама собой сделается".

На самом деле единственное разумное решение - заниматься с ребенком так, чтобы он… не догадывался, что это все те же уроки.

Младшеклассникам полезно поиграть в "Лесную школу", в обучение кукол, занятия с Незнайкой, в которого на время забав превращается родитель. Пусть малыш ощутит свой авторитет, власть, похвастается знаниями - и особенно это важно тем, кому нечем хвастаться возле школьной доски. Но куклы-то все равно знают меньше.

Высший пилотаж - сделать так, чтобы ваша дочь или сын самостоятельно проявили интерес к учебе. Попытайтесь связать интересы ребенка, его планы с учебными задачами, а не пытаться его переупрямить. Например, один продвинутый папа предложил сыну, который не отлипал от игр, сочинять и записывать истории о компьютерных героях. Так косвенно они выполнили поручение учителя писать летом изложения. 

Фокусы, бизнес-планы, викторины

Летние занятия должны быть праздничными! Покупайте регулярно на каникулах занимательные задачи, книжки-головоломки - и вместе их просматривайте. Освойте игры, построенные на физических и химических законах, устройте различные домашние лаборатории. Детям постарше предлагайте то, что может повысить их престиж среди сверстников: скажем, освоить фокусы (параллельно объяснив научные законы), узнать что-то, что привлечет внимание сверстников, написать собственный бизнес-план.

Математику вообще проще всего подтягивать, оперируя деньгами: сколько стоят желанные вещи, сколько можно заработать, как умножить "богатства" и пустить их в рост. 

Прекрасный вариант - затеять какой-то проект, который интересен самому ребенку, связан с его мечтами о будущей профессии: развить скорость чтения, как у теледиктора, собрать коллекцию, разработать для родных и друзей викторину. Пусть сын или дочь отвечают за дело, а вы будете всего лишь консультантом (при этом осторожно подводите под все учебную базу). Не беспокойтесь, что не придерживаетесь последовательно школьной программы, не выполняете именно те задачи, которые отметил в учебнике педагог. Если ребенок за лето и отдохнет, и умственно разовьется, он намного быстрее справится с наскучившими однотипными заданиями, чем если бы вы натаскивали его именно на них все каникулы. 

Занимайтесь в саду, на пляже, пусть "летние уроки" станут совместно проведенным временем - уютным и веселым, а не бременем. Но для этого придется отыскать в себе интерес к различным наукам и посвятить им время в отпуске или после работы. Наверстайте с ребенком то, чему не научились радоваться в свои школьные годы! 

А КАК У НИХ?

В Великобритании часть школ отправляет на каникулы летом только на 4 недели. В Голландии, Германии, Австралии, Японии каникулы всего 1,5 месяца. Канада, Швеция, Франция, Израиль - 2 месяца. Длиннее, чем у нас, летний отдых на Мальте и в Италии - 3,5 месяца. 

ЗА: Чтение летом действует целебно 

 

Детский психолог Тамара ФЕДОРОВА-МЕЛЬНИЦКАЯ:

- Летом просто необходимо, чтобы ребенок регулярно читал, осваивал программу внеклассного чтения. Это не только тренировка для ума и практическая польза, но и лучшая профилактика компьютерной зависимости. Развивает образное мышление, эмоциональный интеллект, ведь учащийся сопереживает персонажам. Если ребенок приучится получать удовольствие от книг, его уже не будут так восхищать "плоские" компьютерные персонажи. 

Книги дают ребенку куда больше свободы, чем телевизор или компьютер, но вначале надо "войти во вкус". Юный читатель не получает готовые образы, плоды чужой и иногда чужеродной ему фантазии, а развивает свою. Ведь он не видит, а воображает персонажей так, как хочет. Виртуальная игра - жесткий алгоритм с четким финалом, после которого остается потребность начать заново  - опять по чужому сценарию. Хорошая книга обычно оставляет послевкусие, благодаря чему ребенок придумывает продолжение, начинает фантазировать о собственном будущем, проигрывает в уме разные сценарии поведения. И - важный нюанс: читает человек в том темпе, который соответствует его биоритмам. Можно что-то пропустить, продвигаться медленнее или быстрее - в зависимости от зрелости нервной системы. В кино и играх приходится подстраиваться под чужой темп. Тем, кто медленно читает, я бы рекомендовала покупать комиксы. Мало слов, много рисунков - есть ощущение успешного освоения сюжета. Попутно ребенок привыкает быстро анализировать увиденное. 

ПРОТИВ: Честолюбие взрослых доводит детей до нервного срыва 

 

Школьный психолог Людмила ОЛИШЕВСКАЯ:

- Каникулы нужны, чтобы дать возможность детям побездельничать. Вам бы понравилось, если бы вам в отпуске начальство предложило ежедневно присылать отчеты или часик выполнять задания? Просто чтобы не отвыкнуть от работы. Такая "обязаловка" способна вогнать в депрессию или вызвать приступ ярости. Похожим образом реагируют дети. Они бунтуют или становятся апатичными, успокаивают себя сладостями, переедают.

Летом необходимо восстановление физических сил, разгрузка нервной системы, иначе она не будет справляться со стрессом в учебное время.

Дети до 10 лет из последних сил стараются соответствовать требованиям родителей. Именно на них лежит ответственность за то, чтобы малыш не надорвался. Честолюбивое желание быть "идеальными родителями" или воспитать "умника и умницу", завышенные требования не должны быть советчиками на каникулах.