27 декабря
Загрузить еще

Новая версия гибели туристов-лыжников на Перевале Дятлова: группа участвовала в испытаниях гиперзвукового оружия?

Новая версия гибели туристов-лыжников на Перевале Дятлова: группа участвовала в испытаниях гиперзвукового оружия?
Фото: Семен Золотарев (слева) и Александр Колеватов - самые загадочные дятловцы. Первый - фронтовик с темной биографией, второй - сотрудник секретного п/я 3394 в Москве. Фото: Архив Фонда памяти группы Дятлова

Напомним. Зимой 1959 года на севере Свердловской области пропали девять туристов. Следствие установило, что среди ночи они по неясным причинам разрезали палатку и убежали в лес без верхней одежды и обуви. Шестеро умерли от переохлаждения, а у троих обнаружили смертельные травмы. Причины трагедии так и не были выяснены, а уголовное дело было засекречено.

Мы встретились с Юрием Штейном в Екатеринбурге. В 50-х годах ХХ века он был одним из ведущих на Урале специалистов-радиологов.

- Юрий Константинович, почему в 1959 году на месте гибели туристов замеряли радиацию?

- Все началось со звонка сестры одного из туристов, Колеватова, на московское режимное предприятие, где он работал (Александр Колеватов до поступления в УПИ трудился старшим лаборантом на п/я 3394 в Москве. - Авт.). Когда стало известно о пропаже туристов, сестра туда позвонила с просьбой помочь найти брата. Руководство перепугалось: вдруг Колеватов сбежал и сдает секреты за границей. Поэтому из Москвы в Свердловск сразу выехали сотрудники госбезопасности.

- Юрий Константинович, а откуда вам это известно?

- Мне давно рассказал об этом кто-то из знакомых. 

- И что дальше?

- Работники КГБ, надо думать, и решили все там проверить на радиацию. Когда к поискам на перевале подключили армейские группы, то они сразу приехали туда с дозиметрами. А позже появились и мои коллеги с радиометром, который создали на базе моих разработок в Уральском институте физики и металла и в дозиметрической службе УПИ.

- Вы не участвовали в этом?

- Я облучился во время изучения последствий Кыштымской аварии в 1957 году и в конце 1958 года меня отправили лечиться в Харьков. Группу для поездки формировали без меня. Когда состав утвердили, произошла смена декораций. Отстранили от работы Ибрагима Факидова (один из создателей советской атомной бомбы. - Авт.) и назначили вместо него Абрама Кикоина (ученый-физик, профессор. - Авт.). Но дело в том, что Ибрагим Гафурович точно знал, для чего нужно ехать на перевал, а Кикоин был не в теме. А в последний момент в эту группу ввели Вадима Ткачева, который был моим заместителем по спецвопросам, и основной его деятельностью было общение с органами госбезопасности  (в 80-х годах Вадим Ткачев умер после тяжелой болезни. - Авт.).

Архив Фонда памяти группы Дятлова 

ВЫПОЛНЯли ЗАДАНИЕ

- В КГБ заподозрили, что Колеватов и другие куда-то сбежали. Но зачем радиацию-то измерять?

- Нам, непосвященным, было неясно, зачем группа Дятлова вообще пошла на перевал. Но была у нас такая догадка. С группой Дятлова пошли фронтовик Золотарев, а также Кривонищенко и Колеватов - работники секретных предприятий с допусками высокого порядка. И вот эти люди могли иметь задание от КГБ или от военной разведки. А именно. На перевале или где-то рядом, по неким сведениям, стояли специальные приборы, которые следили за атмосферой. Измеряли температуру, давление. Скорее всего, они имели и военное назначение. В этих приборах находились цезиевые батареи. Делали их тогда на "Маяке" в Челябинской области. Похоже, что эти трое должны были поменять старые батареи в приборах на новые, которые принесли с собой. 

- Какой был уровень радиации?

- Он был невысокий. Обнаружены были лишь бета-частицы.

- А что это значит?

- Приборы зафиксировали только цезий. Поэтому и возникло предположение о цезиевых батареях. Ведь если бы следы радиации на их одежду принес ветер с Новой Земли, где проводили ядерные испытания, то, кроме цезия, обязательно выявили бы уран и плутоний.

- Сохранились ли где-то результаты исследования ваших коллег-радиологов?

- Если и да, то только в архивах КГБ. Я пытался спустя годы разыскать, но не нашел. Не сохранился даже архив дозиметрической службы УПИ. Он весь был ликвидирован.

Это современные аналоги цезиевых батареек. Подобные ныне используются в некоторых дозиметрах. Те батарейки, о которых идет речь в интервью, тоже были цилиндрические и весили примерно 100 граммов каждая. Фото: Соцсети

ПОЛЗУЧИЕ И ПРЫГУЧИЕ

- На перевале в 1959 году проверяли только одежду туристов или трупы тоже?

- Там проверяли все, включая местность, но, насколько я знаю, бета-частицы обнаружили только на одежде и на телах четырех туристов, которых нашли в ручье. Это была поверхностная радиация на коже, а внутри тел вскрытие ничего не показало.

- Допустим, батарейки несли Золотарев и Кривонищенко. Но Дубинина, находясь рядом с ними в палатке, могла получить тоже на свое тело эти бета-частицы?

- Могла. Изотопы обладают свойствами радиоползучести и радиопрыгучести.

- Как думаете, отчего ребята погибли?

- В те времена и в США, и у нас изобреталось гиперзвуковое оружие, которое могло бы противника временно или совсем лишить разума. Бывали случаи массового выбрасывания китов или дельфинов на берег. Возможно, что это как раз результат испытаний такого оружия. Если ракета или самолет с таким устройством пролетит над кораблем, то весь экипаж сойдет с ума и выпрыгнет за борт. Пролетит над пехотой - разбежится пехота. Возможно, туристы могли стать жертвами таких опытов, если подобное устройство случайно пролетело над ними. Да, несколько фантастично. Однако какой-то же ужас выгнал дятловцев из палатки. 

Фото: Наталья ВАРСЕГОВА 

ДОСЬЕ "КП"

ШТЕЙН Юрий Константинович - российский ученый, физик. Родился 3 июня 1931 года. Окончил кафедру молекулярной физики физико-технического факультета (ФТФ) Уральского политехнического института. В 50-х годах работал в УПИ начальником дозиметрической службы и преподавал на кафедре экспериментальной физики ФТФ УПИ. Потом работал в Харькове в НПО "Монокристалл" МХП СССР, а также в Физико-техническом институте низких температур АН Украины. Принял участие в создании детекторов излучений и биологически активных веществ, отмеченных более 50 авторскими свидетельствами, а также в пуске производств на Новомосковском химкомбинате и Кироваканском химкомбинате по производству лазерных кристаллов. В 1981 году вернулся на кафедру радиохимии. 

ОТ АВТОРОВ

Итак, что мы имеем на этот раз? По мнению радиолога Юрия Штейна, следы цезия на телах и одежде туристов могли появиться только от цезиевых батареек. А батарейки они могли нести только по заданию КГБ или военных для замены оных в специальных установках на перевале. Других вариантов с цезием быть не может. Такая версия отвечает и на вопросы: почему туристы порядком отстали от графика? Почему в свой последний день они прошли всего лишь 2 километра? Если они меняли батареи в приборах, установленных, положим, на вершинах останцев или на вершине горы Холатчахль, то это и объясняет задержку. Приборы могли находиться также на геодезических вышках.

Но если предположить, что ребята по дороге случайно набрели на странную установку и по любопытству вскрыли ее, прихватив и несколько цезиевых батареек? У военных выключился прибор, и те отправили спецотряд восстановить систему. Ну а уж далее большой полет для фантазий. Но фантазировать мы не станем, отдав это право нашим читателям. Сами же будем и далее продолжать расследование, собирая, пусть по крупицам, знания, мнения тех людей, которые так ли, иначе ли причастны к нашей истории.