Ученые:  Инопланетные послания? Перехватываем их с 2007 года

Ученые: "Инопланетные послания? Перехватываем их с 2007 года"

Рисунок: Валентин ДРУЖИНИН

Со всех сторон

Международная группа ученых, работающих на крупнейшем в мире радиотелескопе в обсерватории Аресибо (Пуэрто-Рико), обнародовала данные, которые свидетельствуют: из дальнего космоса поступают очень странные сигналы. Природа их такова, что исследователи всерьез задумываются: а не послания ли это инопланетян?

Речь идет о сигналах, получивших название "Быстрые радиоимпульсы" (Fast Radio Bursts - FRB). Впервые и случайно их уловил астроном Дункан Лоример. Точнее - обнаружил единственный такой сигнал среди уже собранных данных: мощный, яркий, но очень короткий. Он длился всего доли секунды. Случилось это в 2007 году. Пять лет ушло на то, чтобы понять, что FRB не глюки аппаратуры, не помехи, а нечто реальное, приходящее из глубин Вселенной.

В 2012 году британский ученый Дэн Торнтон, работающий в австралийской обсерватории в Парксе на 64-метровом радиотелескопе, зафиксировал сразу четыре "Быстрых радиоимпульса", схожих с тем, о котором рассказывал Лоример. Дальнейшие исследования показали: этих самых FRB, которые стали называть еще и "импульсами Лоримера", полно. Вселенная словно бы искрит ими. Мощные сигналы приходят со всех сторон каждые 10 секунд и не менее чем по 10 тысяч штук в сутки. Длительность каждого - ровно 5 миллисекунд.

- Прежде мы просто не обращали внимания на подобные сигналы, - говорит Торнтон, - не искали специально. А как стали искать и прослушивать обширные районы, так сразу и нашли.

Источники FRB могут находиться как в нашей, так и в соседних галактиках, например, в Магеллановом облаке. Или в Туманности Андромеды. Но сказать точно, откуда они приходят, пока не получается. Равно как и разобраться, астрономический ли это феномен или происхождение сигналов искусственное. Поэтому гипотеза о том, что мы имеем дело с проявлением активности внеземных цивилизаций, не выглядит совсем уж фантастической. Кто знает, может быть, радиотелескопы ловят нечто вроде спрессованных закодированных посланий.

Внеземной Twitter

Кстати, за пару лет до того как астрономы получили подтверждение реальности FRB, исследователи из Университета Калифорнии - Джеймс Бенфорд и его брат-близнец Грегори - выдвинули предположение по поводу активности братьев по разуму в радиоэфире. Мол,  инопланетяне отнюдь не расточительные идиоты, какими мы их себе представляем. Ведь нынешний принцип поиска внеземных цивилизаций основан на идее, будто они непрерывно посылают сигналы - во все концы, как говорится. Вещают круглосуточно. В галактическом масштабе это безумно дорого и энергозатратно.

Братья считают: если уж инопланетяне дают о себе знать соседям, то посылают короткие весточки - вроде тех, которые люди оставляют в социальной сети Twitter.

Бенфорды настаивали, что человечество могло прозевать множество подобных коротких сигналов. А если и поймать какой-нибудь, то чисто случайно. Так и вышло.

Расчеты американских исследователей свидетельствуют: имея антенну диаметром 900 метров, цивилизация, сравнимая с нами по техническому уровню, могла бы позволить себе раз в год прошивать Млечный Путь серией коротких сигналов.

А Сет Шостак, главный астроном Института SETI, который занимается поиском сигналов от внеземного разума, уверял: в Млечном Пути могут существовать до миллиона радиопередатчиков. Может, эти самые FRB - как раз сигнал чужеродной цивилизации?

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Надежда вспыхивает и гаснет

Нынешний ажиотаж в научном мире, вызванный FRB, напоминает тот, который разгорелся в 1967 году. Тогда Джолселин Белл Бернелл - аспирантке, работавшей в группе британского радиофизика Энтони Хьюиша, посчастливилось поймать строго периодические импульсы модулированного радиоизлучения, приходящие из дальнего космоса. Сам факт обнаружения держали в тайне несколько месяцев, поскольку полагали, что наконец-то перехватили инопланетное послание. Его источнику даже дали название LGM-1 - сокращение от Little Green Men - "маленькие зеленые человечки". Вскоре нашли еще три аналогичных источника. А потом еще десяток.

Инопланетян много?! Увы, выяснилось: радиосигналы посылают быстро вращающиеся нейтронные звезды. Излучение исходит от них узкими пучками. За счет вращения пучки попадают на тарелки радиотелескопов через равные промежутки времени - словно бы импульсами. Так возникает иллюзия некой осмысленной передачи.

Источники радиосигналов получили название пульсаров. И хоть уже к 1968 году подозрение с братьев по разуму было снято, открытие пульсаров стало сенсацией. В 1974 году Хьюишу за них дали даже Нобелевскую премию.

Скорее всего, и источники FRB окажутся экзотическими звездами с каким-нибудь причудливым поведением. Но пока есть все основания надеяться на инопланетян.

Трамп:  Из-за глупости США отношения с Россией стали худшими в истории
Трамп: "Из-за глупости США отношения с Россией стали худшими в истории" 352 1

При этом американский лидер ничего не сказал о поведении самой России в рамках двухсторонних отношений.

В Ужгороде судят главу Перечинского района из-за смертельной аварии
В Ужгороде судят главу Перечинского района из-за смертельной аварии [видео] 170 2

Виктор Олефир в суде практически не поднимает глаза.

Опубликован график встречи Трампа и Путина в Хельсинки
Опубликован график встречи Трампа и Путина в Хельсинки 538

Мероприятие пройдет в Президентском дворце столицы Финляндии.

В Ужгороде пограничнику сожгли машину
В Ужгороде пограничнику сожгли машину 44

Контрабандисты таким образом пытаются оказать давление на сотрудников ГПСУ.

На Сумщине отец и мать до смерти забили маленькую дочку за отказ поесть
На Сумщине отец и мать до смерти забили маленькую дочку за отказ поесть 286

Медикам ребенок достался уже мертвым, с синяками на голове.

В Киеве станцию метро  Левобережная  открыли, не найдя там взрывчатки
В Киеве станцию метро "Левобережная" открыли, не найдя там взрывчатки 48

Взрывоопасных предметов не обнаружили. Также ничего опасного не было на станции "Гидропарк" и жд/вокзале "Караваевы дачи".

Звезды на курорте: почему  трешка  иногда лучше  пятерки
Звезды на курорте: почему "трешка" иногда лучше "пятерки" 1321

Чем украинские гостиницы могут отличаться от заграничных и что означают "звезды" в отелях.

В Киеве вдвое подорожал проезд
В Киеве вдвое подорожал проезд 843 3

Проездной на месяц на один вид транспорта теперь обойдется уже в 390 гривен.

Маршрутки уже по 8, обещают поднять до 10 гривен
Маршрутки уже по 8, обещают поднять до 10 гривен 13361 8

Как киевляне встретили подорожание проезда.

Супрун рассказала о вреде загара
Супрун рассказала о вреде загара 85

Нужно беречь кожу от солнца, чтобы избежать ее старения и риска развития рака.

Лувр нарядил Мону Лизу в форму сборной Франции по футболу
Лувр нарядил Мону Лизу в форму сборной Франции по футболу [фото] 202

Знаменитый музей оригинально поздравил французов с победой.

Сегодня днем,16 июля, в Украине пройдут дожди с грозами
Сегодня днем,16 июля, в Украине пройдут дожди с грозами 102

Станет немного прохладнее.

Победительница  Супермодели по-украински-3  пережила булимию:  Еда стала моим врагом
Победительница "Супермодели по-украински-3" пережила булимию: "Еда стала моим врагом" [фото] 25

19-летняя Мария Гребенюк впервые рассказала о своей проблеме.

Открытие ОМКФ:  Кто все эти люди?
Открытие ОМКФ: "Кто все эти люди?" 188

В девятый раз Одесский международный кинофестиваль расстелил свою красную дорожку, успевшую за период существования мероприятия стать предметом гордости, театром абсурда и ярмаркой тщеславия.

Названы 10 лучших комедий современности
Названы 10 лучших комедий современности 313

Список самых смешных фильмов 21-го века возглавила лента Кристофера Геста "Победители шоу".

Путин, хэй, хэй хэй! : французские футболисты дали заряд в раздевалке, а Макрон улыбался
"Путин, хэй, хэй хэй!": французские футболисты дали заряд в раздевалке, а Макрон улыбался [видео] 203

Игроки сборной отмечали победу над хорватами и таким образом поблагодарили "хозяина" чемпионата мира.

Французские болельщики отметили победу на ЧМ-2018 драками и погромами: двое погибших [фото, видео] 729 1

Полицейским пришлось применять слезоточивый газ и водометы.

Наручники сюда! Ты, тварь, кто такая? : журналист показал допрос задержанных на ЧМ-2018 активистов Pussy Riot
"Наручники сюда! Ты, тварь, кто такая?": журналист показал допрос задержанных на ЧМ-2018 активистов Pussy Riot [видео] 936 3

В отношении задержанных составили протоколы по двум статьям.