Ученые:  Инопланетные послания? Перехватываем их с 2007 года

Ученые: "Инопланетные послания? Перехватываем их с 2007 года"

Рисунок: Валентин ДРУЖИНИН

Со всех сторон

Международная группа ученых, работающих на крупнейшем в мире радиотелескопе в обсерватории Аресибо (Пуэрто-Рико), обнародовала данные, которые свидетельствуют: из дальнего космоса поступают очень странные сигналы. Природа их такова, что исследователи всерьез задумываются: а не послания ли это инопланетян?

Речь идет о сигналах, получивших название "Быстрые радиоимпульсы" (Fast Radio Bursts - FRB). Впервые и случайно их уловил астроном Дункан Лоример. Точнее - обнаружил единственный такой сигнал среди уже собранных данных: мощный, яркий, но очень короткий. Он длился всего доли секунды. Случилось это в 2007 году. Пять лет ушло на то, чтобы понять, что FRB не глюки аппаратуры, не помехи, а нечто реальное, приходящее из глубин Вселенной.

В 2012 году британский ученый Дэн Торнтон, работающий в австралийской обсерватории в Парксе на 64-метровом радиотелескопе, зафиксировал сразу четыре "Быстрых радиоимпульса", схожих с тем, о котором рассказывал Лоример. Дальнейшие исследования показали: этих самых FRB, которые стали называть еще и "импульсами Лоримера", полно. Вселенная словно бы искрит ими. Мощные сигналы приходят со всех сторон каждые 10 секунд и не менее чем по 10 тысяч штук в сутки. Длительность каждого - ровно 5 миллисекунд.

- Прежде мы просто не обращали внимания на подобные сигналы, - говорит Торнтон, - не искали специально. А как стали искать и прослушивать обширные районы, так сразу и нашли.

Источники FRB могут находиться как в нашей, так и в соседних галактиках, например, в Магеллановом облаке. Или в Туманности Андромеды. Но сказать точно, откуда они приходят, пока не получается. Равно как и разобраться, астрономический ли это феномен или происхождение сигналов искусственное. Поэтому гипотеза о том, что мы имеем дело с проявлением активности внеземных цивилизаций, не выглядит совсем уж фантастической. Кто знает, может быть, радиотелескопы ловят нечто вроде спрессованных закодированных посланий.

Внеземной Twitter

Кстати, за пару лет до того как астрономы получили подтверждение реальности FRB, исследователи из Университета Калифорнии - Джеймс Бенфорд и его брат-близнец Грегори - выдвинули предположение по поводу активности братьев по разуму в радиоэфире. Мол,  инопланетяне отнюдь не расточительные идиоты, какими мы их себе представляем. Ведь нынешний принцип поиска внеземных цивилизаций основан на идее, будто они непрерывно посылают сигналы - во все концы, как говорится. Вещают круглосуточно. В галактическом масштабе это безумно дорого и энергозатратно.

Братья считают: если уж инопланетяне дают о себе знать соседям, то посылают короткие весточки - вроде тех, которые люди оставляют в социальной сети Twitter.

Бенфорды настаивали, что человечество могло прозевать множество подобных коротких сигналов. А если и поймать какой-нибудь, то чисто случайно. Так и вышло.

Расчеты американских исследователей свидетельствуют: имея антенну диаметром 900 метров, цивилизация, сравнимая с нами по техническому уровню, могла бы позволить себе раз в год прошивать Млечный Путь серией коротких сигналов.

А Сет Шостак, главный астроном Института SETI, который занимается поиском сигналов от внеземного разума, уверял: в Млечном Пути могут существовать до миллиона радиопередатчиков. Может, эти самые FRB - как раз сигнал чужеродной цивилизации?

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Надежда вспыхивает и гаснет

Нынешний ажиотаж в научном мире, вызванный FRB, напоминает тот, который разгорелся в 1967 году. Тогда Джолселин Белл Бернелл - аспирантке, работавшей в группе британского радиофизика Энтони Хьюиша, посчастливилось поймать строго периодические импульсы модулированного радиоизлучения, приходящие из дальнего космоса. Сам факт обнаружения держали в тайне несколько месяцев, поскольку полагали, что наконец-то перехватили инопланетное послание. Его источнику даже дали название LGM-1 - сокращение от Little Green Men - "маленькие зеленые человечки". Вскоре нашли еще три аналогичных источника. А потом еще десяток.

Инопланетян много?! Увы, выяснилось: радиосигналы посылают быстро вращающиеся нейтронные звезды. Излучение исходит от них узкими пучками. За счет вращения пучки попадают на тарелки радиотелескопов через равные промежутки времени - словно бы импульсами. Так возникает иллюзия некой осмысленной передачи.

Источники радиосигналов получили название пульсаров. И хоть уже к 1968 году подозрение с братьев по разуму было снято, открытие пульсаров стало сенсацией. В 1974 году Хьюишу за них дали даже Нобелевскую премию.

Скорее всего, и источники FRB окажутся экзотическими звездами с каким-нибудь причудливым поведением. Но пока есть все основания надеяться на инопланетян.

Турецкая православная церковь подала в суд на Константинополь из-за Украины
Турецкая православная церковь подала в суд на Константинополь из-за Украины 631

В Анкаре считают, что действия Варфоломея незаконны.

Премьер Армении Пашинян подал в отставку
Премьер Армении Пашинян подал в отставку 280

Глава правительства в очередной раз анонсировал досрочные выборы в парламент.

Генпрокурор не может победить строительную мафию 265 2

Юрий Горовой безнаказанно повышает тарифы.

Бывший владелец  Спорт-Экспресса  покончил с собой из-за долгов
Бывший владелец "Спорт-Экспресса" покончил с собой из-за долгов

Тело 67-летнего Ивана Рубина нашли у одного из 17-этажных домов.

Мать четырех детей зарезала своего новорожденного младенца
Мать четырех детей зарезала своего новорожденного младенца [видео]

Женщине грозит до пяти лет тюрьмы.

Подозреваемого в нападении на Гандзюк отпустили под домашний арест
Подозреваемого в нападении на Гандзюк отпустили под домашний арест 26

Уже завтра суд пересмотрит меру пресечения одному из организаторов покушения.

Стартует бюджетная эпопея – каким будет курс доллара в следующем году
Стартует бюджетная эпопея – каким будет курс доллара в следующем году 251

На этой неделе главную смету страны рассмотрят в первом чтении.

Украину назвали самой бедной страной Европы - как нам разбогатеть
Украину назвали самой бедной страной Европы - как нам разбогатеть 1278 4

Эксперты говорят о том, что спасти ситуацию может только изменение модели экономики.

Рост цен: в каких регионах Украины инфляция набрала самые стремительные темпы
Рост цен: в каких регионах Украины инфляция набрала самые стремительные темпы 634

Госстат обнародовал региональную статистику.

На беби-боксах сэкономят: коробки не положены нескольким категориям рожениц
На беби-боксах сэкономят: коробки не положены нескольким категориям рожениц 729

С 1 сентября около девяти тысяч семей, в которых родился ребенок, начали получать помощь "натурой" - беби-боксы, куда входит масса нужных младенцам вещичек.

7 самых забавных ситуаций из жизни Оскара Уайльда
7 самых забавных ситуаций из жизни Оскара Уайльда 167

164 года назад родился известный писатель, остоумец, оригинал, модник и автор популярного романа "Портрет Дориана Грея"

Покорителям Луны придется стать пещерными людьми
Покорителям Луны придется стать пещерными людьми 195

Близ ее северной части нашли катакомбы с запасами воды. Там и поселятся члены будущих экспедиций.

Кинопремьеры недели: космонавт из Ла-Ла Ленда, таинственные реверберации и 13 историй из Донбасса 90

На этой неделе в прокате космический байопик, романтическая драма и почти историческая хроника.

Сестра Кейт Миддлтон родила первенца
Сестра Кейт Миддлтон родила первенца 1951

Имя мальчика пока держат в секрете.

Плакат фильма  Мумия  1932 года оценили в рекордный миллион долларов
Плакат фильма "Мумия" 1932 года оценили в рекордный миллион долларов [фото, видео] 242

Реклама ужастика уйдет с молотка в Нью-Йорке в конце октября.

Умер соратник Лобановского Олег Базилевич
Умер соратник Лобановского Олег Базилевич 427

На 81 году жизни сердце футбольного тренера отказало.

Мать Кокорина:  Я стала самым несчастным человеком на свете
Мать Кокорина: "Я стала самым несчастным человеком на свете" 1683

Футболисты российской сборной угодили в СИЗО из-за драки в ночном клубе.

В РФ задержали еще двух футболистов: один был пьяным, другой под амфетамином
В РФ задержали еще двух футболистов: один был пьяным, другой под амфетамином 1012

Оба спортсмена оказались одноклубниками.