28 сентября

Ученые открыли секреты долголетия: ешь по часам,спи когда хочешь!

НЕ СЕКУНДЫ И ЧАСЫ, А БЕЛКИ И ГЕНЫ

- Когда говорят о биологических часах, то обычно люди думают о цикле "уснуть - проснуться", но это не совсем верное представление, - говорит профессор биологии Кливлендского университета (США) Роман Кондратов. Вместе с коллегами ученый исследует механизмы старения и способы замедлить его, чтобы максимально продлить здоровую, активную жизнь. Как выяснилось, биологические часы - одно из основных средств, позволяющих нашему организму поддерживать хорошее самочувствие и молодо выглядеть. Речь идет о целой системе из генов и белков, работающих таким образом, что все процессы в теле человека и животных происходят в определенном ритме. В течение суток у нас меняются пульс, давление, температура тела, скорость обмена веществ. Этот режим позволяет организму безболезненно переносить изменения в окружающей среде, включая смену дня и ночи, погоды, перерывы в питании. Пока биологические часы работают качественно и без сбоев, мы молоды, бодры, хорошо выглядим и можем успешно противостоять многим опасным болезням.

ЖИЗНЬ В ЦИРКАДНОМ РИТМЕ

- В лаборатории были проведены опыты: у мышей специально нарушали работу биологических часов, разрушив один из белков этой гармоничной системы, - рассказывает профессор Кондратов. - Результаты оказались плачевными: грызуны стали ускоренно стареть. У людей происходит похожий процесс: с возрастом отдельные гены и белки - винтики биологических часов - выходят из строя, нарушая работу жизненно важной системы. Организм теряет защитные силы, начинает дряхлеть, развиваются болезни сердца, сосудов, диабет, рак, болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие).

Однако ученые провели и другой, оптимистичный эксперимент. У взрослых мышек повысили выработку одного из белков, отвечающих за работу биологических часов (белок сиртуин-1). И продолжительность здоровой жизни увеличилась! Сейчас в нескольких лабораториях разных стран мира идут исследования методов и препаратов, которые позволили бы безопасно повторить подобный эффект на других животных, а затем - на людях. Профессор биологии Массачусетского технологического института Леонард Гваренте обнадеживает: благодаря наладке биологических часов (циркадных ритмов) можно восстановить силы организма и справиться с рядом опасных заболеваний, включая диабет и тяжелые воспаления, которые развиваются в пожилом возрасте.

Но главная цель и перспектива - замедление самого процесса старения. Поддерживая организм более молодым и здоровым, мы тем самым предотвращаем возрастные болезни, среди которых тот же диабет, рак, инфаркты и инсульты.

Фото: globallookpress.com

ЧТО ВАЖНЕЕ - СОН ИЛИ ЕДА?

Конечно, до появления "лекарств от старости" в аптеках надо еще дожить. Прогнозы экспертов на этот счет расходятся: кто-то уверен, что первые революционные препараты для людей станут широко доступны уже в ближайшие 5 - 7 лет, кто-то отводит 10 -15 лет. В то же время сейчас мы сами, своими руками можем как улучшать, поддерживать нормальную работу своих биологических часов, так и раньше времени сбивать, расшатывать их, ускоряя приближение старости.

- Самое важное для укрепления биоритмов - регулярность, - объясняет Роман Кондратов. - Представьте себе качели: чтобы как следует раскачаться, нужно их подталкивать, подпитывать, строго периодически, а если толкать невпопад, то они, наоборот, остановятся. Исследования показывают: биологические часы работают дольше и качественнее всего, если изо дня в день примерно в одно и то же время ложиться спать, вставать и принимать пищу. Причем, как ни удивительно, режим питания оказался даже более действенным фактором, чем смена дня и ночи, подчеркивают эксперты. То есть завтракать, обедать и ужинать в одинаковые часы особенно важно для налаживания всех биоритмов в нашем организме. Что касается сна, то на период с полуночи до 4 утра приходится пик выработки мелатонина - одного из важнейших омолаживающих гормонов. Так что это время точно стоит проводить в постели. В целом же, по данным ученых, дольше всего живут люди, которые спят в среднем 7 - 7,5 часа.

Еще больше материалов о секретах долголетия читайте на сайте.

Кликните для увеличения

Джетлаг - наш враг

Многие слышали о вреде джетлага - синдрома смены часовых поясов, когда человек быстро перемещается на самолете в другое время наступления дня и ночи. Нередко такие перепады сопровождаются бессонницей, головной болью, нарушением пищеварения. И бьют по нашим биологическим часам, заставляя их перестраивать работу всего организма.

"Однако мало кто задумывается, что похожие мини-джетлаги добровольно и регулярно устраивает себе большинство людей", - отмечает профессор Кондратов. Это происходит, когда после трудовой недели, приучающей организм просыпаться в 7 утра и завтракать в 8, мы резко меняем свой режим в выходные: ложимся и встаем позже, едим в другие часы. Платой за такое относительное удовольствие становится расшатывание биологических часов и ускорение старения.

В ТЕМУ

Белковые диеты сокращают жизнь?

Несколько лет назад ученые доказали: если сажать подопытных животных на диету с ограничением метионина (это аминокислота, которая входит в состав многих белков в мясе, молоке, сыре), то состояние здоровья улучшается, а продолжительность жизни увеличивается. Недавно исследователи медицинской школы Гарварда сделали новое открытие: самый лучший эффект дает сокращение метионина одновременно с ограничением других аминокислот в пище.

Биологи объясняют, что когда организм получает много аминокислот из белковой пищи, то активно идут рост и деление клеток. В детстве это хорошо, а во взрослом возрасте уже выходит боком: когда тело и органы сформировались, дальнейший рост ускоряет старение. Если же клетки недополучают аминокислот (белковой пищи), то не тратят ресурсы на рост, а концентрируются на защите организма, противостоянии стрессам и инфекциям. Благодаря этому старение замедляется.