За оценкой реальной ситуации "Комсомолка" обратилась к человеку, который был в системе, знает ее изнутри и от нее сейчас независим, - ведущему "Чрезвычайных новостей" на канале ICTV Константину Стогнию.
Причем здесь "Беркут"?
- Константин, вы наверняка общаетесь с бывшими и действующими сотрудниками органов. Какая картина?
- Ничего хорошего пока не вижу. Милиция подавлена грузом обвинений. Плюс расформирование "Беркута". Там люди, конечно, не слабые, привыкли к разным словам в свой адрес. Но ранит, что на всех вешают один ярлык: стреляли, убивали, негодяи… А на основании чего обвинения? Кто-то так сказал, так решил. Это не аргументация.
Помните, когда в людей стреляли на Грушевского, на Институтской? Туда же не пускали экспертов, затоптали все следы. Зачем? Если хотите доказать, что стреляли и в "Беркуте" есть убийцы - проверяйте это надлежащим способом. На словах основываться нельзя. Вот медики говорят, что видели трупы людей, в которых стреляли с близкого расстояния, в спину. Тогда причем здесь снайперы или "Беркут"?
Кроме этого, мы видим, как сейчас начали разговаривать с милицией: "пошел туда", "пошел сюда", "бегом ко мне". Это говорят не частному лицу, это говорят всей системе. Если она настолько мертвая, что неспособна реагировать, надежды на изменения к лучшему нет. Это как падающий самолет. Надо разобраться, почему падает, а его заворачивают то в один, то в другой вираж. Результат - катастрофа. Люди стараются саботировать там, где это возможно. По тем же патрулям ГАИ смотрите, что вышло: они выходят на место дислокации, но практически ни на что не реагируют - чтобы не нарываться.
- Сейчас одни и те же люди, в зависимости от ситуации, кричат: "Милицию прочь, это враги народа!", а следом: "Милиция не хочет работать, не ловит бандитов!"
- Обвинять всю милицию в том, что она плохая - это все равно что обвинять автомобиль за то, что он попал в ДТП. Есть начальник - с него и надо спрашивать. С руководителей на местах, с тех, кто назначил этих руководителей.
Мы сейчас знаем случаи, когда грабят дома, люди часами связанные лежат, а группа не прибывает по вызову. Значит, это халатность руководителя, который не организовал работу, уголовное преступление. Но в этом должны разбираться те, кто взялись управлять системой. А сейчас кадровый состав крайне слабый. Те, кто себя дискредитировал, продолжают служить потому, что им идти больше некуда. А те, кто востребован, увольняются, уходят в охранные структуры, в адвокаты, где платят в разы больше. Никто не проводит аттестацию, никто толком даже не знает, как аттестация проводится.
Константин служил в столичном уголовном розыске. Позже - в центральном аппарате МВД Украины. Фото: канал ICTV.
"Думаю, преступность выросла в разы"
- Подан законопроект, которым милицию хотят лишить льгот и надбавок…
- Это нужно делать. Но опять же система так глупо построена, что поступать с ней разумно нельзя. С советских времен, чтобы удержать милиционера на службе, ему дают маленькое ядрышко зарплаты, а на него накручивают все остальное - надбавки за звание, за выслугу, за оперативный стаж, за ночные дежурства и так далее. Это неправильно. Но если все отменить, то вместо 2300 - 2500 гривен обычный милиционер получит 1200 - 1300. В органах останутся только те, кто знает, что будет жить точно не на зарплату.
Есть еще одна проблема: людей внедряли в преступные группировки, бумаги об этом подписывали руководители определенного уровня, это сугубо секретно. Идут годы, агентуру надо выводить, а тут одни политические силы приходят, другие уходят. О людях просто забыли: сидят они в бандах, не сидят...
- Кстати, что-то известно о 35 бойцах киевского "Беркута", которые сбежали с оружием?
- Часть из них в Крыму, будто бы просили российское гражданство. Но так это или нет, не знаю. Никто об этом не говорит всерьез и этим не занимается. Ладно, тут хоть ясно, кто эти люди. На фоне тысяч единиц выданного оружия - кому и как выдавали, как изымать, это меньшая из проблем.
- Мы не раз допытывались у МВД: выросла ли преступность? Или отмалчиваются, или говорят, что все "на уровне" или "под контролем".
- Думаю, в разы выросла. Но по статистике этого не будет, милиция сейчас не выезжает на некоторые вызовы. А об украденных телефонах и речи не ведет. Люди даже не обращаются - не видят смысла.
Творится что-то фантастическое. Когда я ехал в аэропорт "Борисполь", прямо передо мной какие-то люди, якобы из самообороны, обыскали машину Софии Ротару! И говорили мне: чего возмущаетесь, время такое неправильное, поэтому мы и поступаем неправильно. Милиция тоже оправдывается ссылками на "неправильное" время.
Помоги себе сам
- Самообороны - да, много стало. Милиция, дескать, парализована, так вот они теперь за нее.
- Тут есть хорошие идеи. Особенно в поселках дворов на 70 - 80. Собираются 10 мужчин, у одного наверняка есть зарегистрированное ружье. Обходят село, смотрят, чтобы не появился чужой. Но есть же и другая самооборона - которая "раскулачивать" приходит, берет на себя все функции сразу: правоохранителей, суда. Я бы тут привел аналогию с милицией. Часть людей приходит в нее с комплексами, которые сформировались с детства: мной командовали, били, унижали, а теперь я буду всех наклонять и бить. То же самое в самообороне. Парень, с которым раньше никто не считался, надел камуфляж, повязал ленточку, и все - он главный. Обыскивает других, командует гаишником. Это самоутверждение, но - беззаконие.
- Какой вы дадите людям совет?
- Организовываться, пройтись по соседям, посмотреть - на какого можно рассчитывать, разделиться на равные группы патрулирования. Идти защищать порядок, самих себя и свои семьи от грабителей, от самозванцев-самообороновцев. В ближайшей перспективе помощи от милиции ждать в таких вопросах не приходится. Да и при встрече с милицией надо быть осторожнее. Форма - не дефицит. Случаи, когда псевдомилиция приходит в дома, что-то описывает, конфискует, тоже сейчас наблюдаются.
Столкновения активистов Майдана с "Беркутом" возле Киево-Святошинского райсуда, который вынес приговор "васильковским террористам". Митингующие с "Беркутом" не церемонились. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.
Реформы как самообман
- А с милицией что делать? Реформы, о которых так много говорили при Захарченко и его предшественниках, похоже, накрылись.
- Я вообще считаю, что милицию невозможно реформировать, это напрасная трата времени и самообман. Для начала нужно сформировать сильное кадровое ядро, стараться набирать профессионалов.
- Профессионалов на 1200 гривен?
- Нет, конечно. Нужно пересмотреть штатную структуру. 300 тысяч милиционеров, включая внутренние войска МВД, Украине не нужны. Войска вообще не должны к милиции относиться. Милиционер должен быть многопрофильным. Например, в США полицейский, если нужно, регулирует движение. Нужно - составит протокол, опишет место преступления, задержит нарушителя. А у нас с советских времен жесткое разделение: этот - гаишник, этот - участковый, этот малолетками занимается. Они между собой могут и не пересекаться.
Но еще раз повторю: реформы в одном отдельно взятом правоохранительном секторе обречены на крах - это показал пример России, где такие реформы провалились. Нужно начинать с судебной системы, чтобы она выравнивала все остальные. Милиционер нарушил - суд наказал. Одного - на семь лет, другого - на десять, третьего на десять. Остальные уже задумаются. Если это справедливый суд. А как его сделать таким, должны думать аналитики.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies