Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

«Мы называем ее свиньей!»

«Мы называем ее свиньей!»
Фото: Районо постоянно вручало Анне Калинниченко премии за хорошую работу.

В конце мая занятия в среднеобразовательной школе поселка Ивановка Теребовлянского района были прерваны. Более двухсот учеников, их родители и педагоги вышли на митинг. Эти люди готовы на все, лишь бы не допустить возвращения на работу бывшего директора Анны Калинниченко.

Чем же так насолила людям экс-начальница? Корреспондент «Комсомолки» побывала в селе и узнала ответ на этот вопрос.

«Когда она придет, звоните в колокола!»

В школьном дворе шумно. Взрослые и дети, взявшись за руки, выстроились в цепочку. Глаза горят, в крови бурлит адреналин. Все ощущают себя героями. Будут стоять насмерть, но экс-директрису Анну Калинниченко на порог не пустят!

Еще 50 лет назад селяне ненавистной училке пустили бы красного петуха. Но сегодня так нельзя - в стране демократия. В Ивановке об этом помнят - недаром зимой 2004 года во время оранжевой революции на столичном Майдане в палатках мерзли.

Используя революционный опыт, местные жители подготовились к свержению неугодной директрисы по всем правилам. В руках у взрослых плакаты с надписями «Не пройдешь!». А детишки держат картинки с изображением упитанной свинки.

- Мы дали Анне Иосифовне кличку Леха (свинья - на местном диалекте) потому, что она толстая и вредная! - с убийственной искренностью сообщает мальчуган лет девяти.

От происходящего он, так же как и другие дети, в восторге. «Революционеры» на занятия не ходят и уроки не учат. Свобода!

Все обитатели села, за исключением одной семьи (а это полторы тысячи человек), греко-католики. Духовный лидер селян отец Иван Шулик поддерживает свою паству во всех начинаниях. И это притом что в селах к интеллигенции всегда относились с особым пиететом: нагрубить учительнице было равносильно преступлению! А уж о том, чтобы назвать плохим словом (да еще в глаза!), и речи быть не могло.

- Батюшка советует нам в колокола звонить и общину собирать, если Анна Иосифовна на школьном дворе появится, - говорит завуч школы Галина Владимировна Вивчар. - Мы уже трижды увольняли бывшую директрису и сейчас уволим.


Ольга Шиманская: - Я не прощу ее никогда.

«Что вы воете, как суки в кукурузе?!»

Обвинений в адрес бывшей начальницы не счесть. Но больше всего и взрослых, и детей раздражало в этой женщине высокомерие. Они утверждают, что директриса считала себя образованным и всесторонне развитым человеком, а их - ничтожествами. Открыто унижала не только учеников, но и их родителей.

- Однажды Анна Иосифовна шла по коридору и увидела моего 15-летнего сына, который рассказывал девочкам анекдоты, - говорит мама одного из выпускников школы Надежда Ратынская. - Видимо, в этот день у нее было плохое настроение. Ни с того ни с сего она дала Васе затрещину! На следующий день я пришла в школу, чтобы узнать, почему она позволяет себе бить моего ребенка, и услышала: «Твой сын такой же идиот, как и ты!» Представляете?

Неприятные воспоминания об учебе в школе остались и у 19-летней Ольги Шиманской.

- Класс у нас был шумный и веселый, - говорит девушка. - Когда мы в очередной раз начинали буянить, директор заходила к нам и говорила: «Что вы воете, как суки в кукурузе?!» Случалось это часто, поскольку кабинет начальницы находился напротив развеселого 10-А. Однажды она ворвалась в класс и буквально налетела на случайно оказавшуюся около входной двери Ольгу.

- Она испепелила меня взглядом, обозвала сволочью и залепила мне пощечину, - говорит девушка. - А виновата я была только в том, что первая попалась ей на глаза! Меня до этого никто не бил, тем более при одноклассниках. Я до сих пор не могу ее простить…

Знаменита Анна Иосифовна и тем, что заставляла учителей младших классов и обслуживающий персонал школы работать у себя на огороде.

- В сезон мы должны были приходить к ней ежедневно, - жалуется завхоз Светлана Воробец. - Отказаться не смели, нас тут же уволили бы. Кроме того, она заставила нас поехать в Теребовлю и взять на себя все хлопоты по организации свадьбы ее сына Сергея. Я, например, стояла несколько суток у плиты, а мой муж закупал продукты.

«Отомщу всем, чтоб неповадно было!»

Терпение у людей лопнуло в 2003 году. В это время вышел указ Министерства образования Украины об отчете руководителя перед трудовым коллективом. В поселке этот документ восприняли буквально.

- Мы решили, что теперь у нас руки развязаны, - вспоминает Галина Вивчар. - Собрали в актовом зале школьников, родителей, педагогов и объявили Анне Иосифовне, что она уволена. Потом путем голосования выбрали нового директора - учительницу химии Марию Владимировну. Вот уже пятый год она возглавляет школу.

- А разве это законно? - удивляюсь я. - Насколько мне известно, такое решение может принять только районное управление Министерства образования…

- Незаконно. Но мы об этом тогда не знали. А вот Анна Калинниченко с законами хорошо знакома. Она обратилась в суд, который восстановил ее в должности.

Уже через пару месяцев, размахивая судебным решением, словно флагом, неугодная директриса попыталась вновь занять свое кресло. Вместо того чтобы молить коллектив о прощении (ах, как они хотели увидеть ее униженной и сломленной!), она гордо вошла в школу. Еще и пригрозила: мол, отомщу тем, кто против меня выступал, всех уволю!


«Революционеры» на занятия не ходят и уроки не учат. Свобода!

- Что нам оставалось делать?! - вздыхают учителя. - Мы обратились за помощью в районо, где нам подтвердили увольнение Анны Иосифовны. Но она снова восстановилась через суд! Оказалось, чиновники в бумажках что-то напутали.

А тем временем новая директриса вздрагивала от каждого телефонного звонка: вдруг голос на другом конце провода объявит ей о том, что она уже безработная?

- Я так устала от этого напряжения, что и работать сил нет, - пожаловалась мне Мария Плахтина. - Скорее бы все закончилось!

«Я ни в чем не виновата и не сдамся!»

Небольшой домик Анны Иосифовны находится на окраине села. По дороге я пыталась представить эту женщину. Наверное, она настоящий монстр: так довести людей надо уметь! Сейчас выгонит меня с криками, и хорошо, если не побьет…

- Ой, вы из Киева к нам приехали?! - приветливо встречает меня у калитки светловолосая с голубыми глазами женщина лет пятидесяти в скромном домашнем халатике. - Проходите, я вас сейчас чаем и пирожками угощу. Если в столице моей судьбой заинтересовались, значит, не зря я столько лет борюсь за свое честное имя.

Естественно, все обвинения в свой адрес экс-директор категорически отрицает.

- Я и своих детей никогда не била, что уж о чужих говорить, - утверждает она. - Да, на огороде у меня учителя иногда работали. И свадьбу сыну помогли устроить. Но они сами предлагали мне свою помощь. Я думала, от всей души. Если бы знала, как это потом повернется, сразу отправила бы всех по домам!

Как выяснилось, Анна Иосифовна приехала в Ивановку из другого поселка этого же района. Сначала два года работала учителем математики, потом 12 лет бессменно руководила школой. Едва ли не ежегодно она получала за хорошую работу грамоты от районного и областного управлений образования.

- Нашей школе 51 год, - говорит экс-директор. - За это время у нас было 15 медалистов, причем 12 из них - при мне. Разве это плохой результат?

Вспомнив, как школьники в глаза называли ее «Леха», женщина расплакалась. Может быть, когда-то она и была высокомерной, но сейчас от гордыни не осталось и следа. Анна Иосифовна старается лишний раз не показываться даже в церкви или в магазине. Впрочем, и на жертву она тоже не похожа. Характер у нее - кремень!

- Понимаете, я одна против целого села, а это очень тяжело! - жалуется она. - Но сдаваться не собираюсь: я же ни в чем не виновата! Вы знаете, суд не только несколько раз восстанавливал меня на работе, но дважды обязал руководство районного управления образования выплатить мне материальный ущерб.

- Анна Иосифовна, а может быть, не стоит так убиваться? Людей переубедить вряд ли удастся. Я слышала, районо предлагает вам работать у них методистом…

- Было такое. Но, если я соглашусь, это будет означать, что я признала все обвинения в свой адрес и проиграла «войну». Нет, пока буду жива, не смирюсь. Я столько сил отдала этой школе и ее ученикам, а что получила в благодарность?!

«12 лет терпели тирана в юбке. Боялись»

Когда все село ополчилось против одного человека, поверить в его невиновность тяжело. Даже суд в такой ситуации стал бы на сторону селян. Как говорится, дыма без огня не бывает. Видимо, экс-директор действительно вела себя по отношению к педагогическому коллективу, ученикам и их родителям, мягко говоря, неправильно. И уж точно не имела права оскорблять (тем более бить!) ребят, а также использовать учителей в качестве бесплатной рабсилы у себя на огороде. Но один вопрос в этой истории продолжал меня мучить: почему обитатели Ивановки столько лет терпели тирана в юбке? Почему не обратились с жалобой в районо и вышестоящие инстанции?

- Мы боялись Анну Калинниченко, - утверждает завуч Галина Владимировна Вивчар. - Она человек очень мстительный. А главное, умеет добиваться своего любой ценой.

Но в таком случае ситуация получается нелогичной. Уже после первой попытки свержения начальницы селяне должны были убедиться в том, что их страхи были обоснованы, и смириться с существующим положением. Ан нет. Они продолжили борьбу.

- Все дело в том, что педагогический коллектив неожиданно получил поддержку, - поделился со мной попросивший не называть его фамилию в газете житель села. - Иначе они никогда бы не решились на такое.

По слухам, за спиной у ярых борцов за справедливость стоит директор местной агрофирмы Антон Билык. Поговоривают, будто за две недели до скандального увольнения опальной директрисы он пообещал преподать урок всей семье Калинниченко. Причем гневался бизнесмен отнюдь не на Анну Иосифовну, а на ее мужа!

- Я занимал должность замдиректора агрофирмы в течение 15 лет, - говорит Николай Калинниченко. - А потом меня неожиданно сократили и предложили место слесаря или сантехника. Я, естественно, отказался. И только спустя месяц узнал, что один человек (называть его не буду) нашептал Антону Ивановичу, что я хочу его подсидеть, более того - подбиваю людей забрать у предприятия землю, которую они отдали фирме в долгосрочную аренду. Вот директор на меня и обозлился. А заодно и на мою супругу. Учитывая, что ему более 70 лет, в его поступке нет ничего удивительного. Он увидел во мне молодого грамотного конкурента, вот и решил от меня избавиться.


С такими плакатами рассерженные родители пикетировали Ивановскую школу.

Надо сказать, что Ивановское сельскохозяйственное предприятие является одним из самых успешных на Тернопольщине и обеспечивает работой и высокими зарплатами людей даже из других сел. Стоит ли удивляться, что при такой материальной зависимости от агрофирмы (больше работать в селе негде!) против опальной семьи ополчились даже те, кому они ничего плохого не сделали?

Впрочем, официальных доказательств этой версии у меня нет. Поэтому я решила обратиться к самому Антону Билыку. Со дня на день ему должны вручить орден Героя Украины за вклад в развитие сельского хозяйства. Однако, сославшись на занятость перед прибытием в Ивановку высоких гостей, от встречи со мной он отказался. Поговорили по телефону.

- Антон Иванович, почему должность Николая Калинниченко сократили? Получается, в течение 15 лет она была нужна, а теперь необходимость в ней отпала?

- С какой стати я должен отчитываться перед вами?! - удивился мой собеседник. - Предприятие частное, имею право.

- И Анна Иосифовна вам тоже была уже не нужна в качестве директора школы? Новая начальница рассказала мне о том, что агрофирма активно спонсирует учебное заведение. Значит, наверняка имеет влияние на происходящие там процессы?

- А вот на этот вопрос ответы ищите в другом месте, - старенький бизнесмен разозлился не на шутку и перешел на крик. - Я не знаю, сколько вам лет, какое у вас образование и почему вы смеете задавать мне такие глупые вопросы!

В трубке раздались короткие гудки. То ли Антон Иванович не хотел говорить на неприятную ему тему, то ли у него не было ответов на мои жесткие вопросы.

ОФИЦИАЛЬНО

Прокуратура Теребовлянского района возбудила против экс-директора уголовное дело по фактам коррупции. Якобы она требовала от родителей учеников взятки, а если они отказывались, занижала школьникам оценки.

Конечно, по меркам страны, где чиновники требуют миллионы, такса у экс-директрисы была смешной: пятьдесят долларов за экзамен и две коробки любимых конфет «Вечерний Киев». Но для села и эти деньги немаленькие.

- Подчеркну, что факты взяток еще не доказаны, - говорит прокурор Теребовлянского района Вадим МИРОНОВ - Нет у нас подтверждений и того, что Анна Калинниченко растратила полученную в районо учительскую зарплату и родительские пожертвования на свои нужды. А учительский коллектив обвиняет ее и в этом!

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Взрослые, не обижайте детей!

Больше всего в этой истории жаль детей. Сначала их оскорбляла и унижала вздорная директриса, а теперь обкрадывают собственные родители. Прикрываясь пустыми словами о благих намерениях, взрослые не только не дают ребятам спокойно учиться и травмируют их психику, они разрушают представления своих сыновей и дочерей о морали. Проще говоря, сегодня они на собственном примере показывают школьникам, что в травле человека (каким бы он ни был!) нет ничего зазорного. А завтра искренне удивятся, когда подросшие детишки реализуют хорошо усвоенный урок на практике. И тогда новыми жертвами могут оказаться сами мамы и папы.

Почему обитатели села пошли на поводу у педагогического коллектива, который попросту сводит счеты с бывшей начальницей? Скорее всего, этими людьми снова движет страх. Сначала они боялись Анну Иосифовну, теперь - Антона Билыка. Может быть, селянам стоит остановиться и задуматься об интересах собственных детей? Не пора ли прекратить затянувшиеся на годы дрязги и раздоры? Возможно, тогда и экс-директор забудет о навязчивом желании вернуться в прежнее кресло? В конце концов пока суд не вынес приговор, остается в силе презумпция невиновности.


Уважаемые читатели! А что вы думаете об этой истории? Автор статьи Инна Золотухина ждет ваших звонков сегодня, 9 июня, с 12 до 13 часов по телефону (044) 205-43-66.