Фото: Дмитрий и Сергей Павличенко. Отец был осужден пожизненно, сын - к 13 годам заключения. Фото: Валерия Чепурко.
Решение Рады об освобождении политзаключенных было ожидаемо, но восприняли его с легким шоком - по крайней мере в юридических кругах. Ожидаемым, потому что с первого же закона об амнистии стало ясно, что митингующие ни за что не позволят обижать своих побратимов. Шокирующим, потому что никто не думал, что парламент просто возьмет и откроет двери тюрем даже для людей, осужденных по статьям Уголовного кодекса, где на политику намека нет. Но это произошло.
Судьбоносное постановление Верховная Рада рассматривала дважды. 24 февраля был проголосован документ, в котором фигурировали 23 фамилии. На следующий день, ближе к вечеру, как удалось узнать "КП", появились ходатаи еще за нескольких осужденных. Просто дописать их не могли, поэтому 27 февраля прежнее постановление отменили и проголосовали за новое, где значилось 28 фамилий. Не исключено, что появится третье, дополненное. За тех, кого отпустили сейчас, ратовал "Правый сектор". Могут появиться и другие заступники.
Спору нет, в Украине за решеткой томятся сотни, если не тысячи людей, которых назначили виноватыми либо по чьему-то заказу, либо по безграмотности нашей следственной системы, либо по милицейскому беспределу, когда кулаками выбивают показания из первого, кто попался под руку. Но закон все же следует уважать. Нормальная процедура такова: прокуратура подает ходатайство о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, адвокат ходатайствует в суде об изменении меры пресечения, осужденный выходит на волю под подписку и дожидается, пока восторжествует справедливость. В данном же случае судьи выносили решения об освобождении на основании одной бумаги из парламента.
Судьям что? Им не привыкать к давлению со стороны власти - мнутся, как мячики. Но если мы раньше обвиняли суды в податливости, то насколько справедливо пользоваться этим нехорошим качеством сейчас? С таким вопросом "Комсомолка" обратилась к экспертам.
- Это результат отсутствия нормальной судебной системы в Украине, - считает правозащитник Татьяна Яблонская. - Тем, кто вышел на Майдан, надоел беспредел, продажность и непрофессионализм судов, они не хотят ждать, им нужен сиюминутный результат. Да, постановление Верховной Рады недостаточно легитимно. Но другого способа утихомирить народ по громким делам просто не было. Когда в стране происходят революционные преобразования, зачастую принимаются решения, далекие от правового поля.
По мнению адвоката Александра Верголяса, новая власть все-таки немного переборщила с эмоциями:
- По Конституции законодательная, исполнительная и судебная власти строго разделены. А в этом случае Верховная Рада приняла на себя полномочия суда, на что ей не дано права. Все дела - и не только эти, а многие другие - необходимо пересматривать в установленном порядке, чтобы были заключения органов следствия, прокуратуры: в чем были нарушения, кто нарушил.
По мнению юриста, опасность подобных решений в том, что виновные в фальсификации дел теперь могут спокойно умыть руки. Суды, если идут по закону, обязаны не просто провести новое расследование по делу, заново изучить все доводы за и против, взвесить показания свидетелей и перепроверить экспертизы, а еще и выяснить: кто превысил полномочия, кто допустил нарушения, чтобы в дальнейшем эти люди были наказаны. Иначе коррупцию не остановить.
Вышли на свободу
Дмитрий и Сергей Павличенко
Киевляне отец и сын были осуждены за убийство судьи Сергея Зубкова. Следствие проводилось односторонне, о чем не раз писала "Комсомолка". Свидетели Павличенко не опознали, а экспертизы, как утверждает старший из осужденных, сфальсифицированы. В защиту отца и сына массово выступали футбольные ультрас, примкнувшие позже к "Правому сектору". Павличенко освободили, и они собираются добиться наказания виновных в своих мучениях. Но вряд ли теперь будут искать ответ на вопрос: кто же и за что убил судью Зубкова?
Виталий Запорожец
Житель села Семиполки в Киевской области был приговорен к 14 годам за убийство майора милиции. В защиту Виталия вставали как простые жители, так и "Свобода". Уж больно плохо вел себя майор и очень многим людям досадил. Вот и Запорожца, как говорят, довел.
- Но убийство все-таки было. По справедливости, Запорожцу должны были переквалифицировать статью на превышение самообороны и приговорить к условному сроку, как жителя Донецкой области, который убил насильника, - предполагает адвокат Виктор Долгополов.
"Нежинские Робин Гуды"
Владислав Попович, Анатолий Попович, Андрей Бондаренко, Сергей Ярмоленко, Рустам Уразгельдиев, Дмитрий Волик - спортсмены из Нежина (Черниговская область), которые объявили свою войну наркомафии. За это их прозвали "Робин Гудами". Под видом покупателей выискивали дилеров и довольно жестко прессовали их. Милиция утверждала, что вымогали деньги. "Комсомолка" посвятила несколько публикаций этой теме. Мнения комментаторов и читателей разделились. Одни поддерживали парней, другие осуждали за самоуправство.
- Появление таких мстителей - результат нашей коррумпированной милиции, которая не столько борется с наркотиками, сколько "крышует" их распространителей, - говорит правозащитница Ирина Левченко. - Но все же государство не должно оправдывать самосуд.
Игорь Марков
Формально был арестован за избиение участника пикета в 2007 году, после чего Верховный суд признал, что выборы в округе Маркова были сфальсифицированными. Лидера "Родины" освободили 25 февраля после того, как Александр Турчинов подписал распоряжение о возвращении Маркову карточки для голосования в парламенте и карточки для получения заработной платы. Сторонники брали штурмом здание суда, где решался вопрос Маркова. У судьи не было выбора.
Андрей Слюсарчук приговорен к 8 годам. Фото: Галина ГУПАЛО.
Кого еще могут реабилитировать
"Доктор Пи"
В своем последнем слове на суде Андрей Слюсарчук назвал себя жертвой режима Януковича, против которого неоднократно выступал в радиопередачах. Внезапная травля трижды рекордсмена Книги рекордов Украины и признанного специальной комиссией профессора нейрохирургии действительно выглядит заказной. До осени 2011 года не было открытых сомнений в талантах и медицинских знаниях Слюсарчука.
Беглый ректор
Бывшего ректора налогового университета уличили во взятках после конфликта с руководством Министерства доходов. У Мельника собирались отобрать созданный им вуз. Взятки он брал много лет и не малые, но на это дружно закрывали глаза. В письме из Америки, которое обнародовала "Комсомолка", Мельник обещал вернуться в Украину, когда поменяется ситуация. А она уже поменялась.
Запорожские пономари
Пономарей Сергея Демина, Антона Харитонова и Евгения Федорченко приговорили к большим срокам за взрыв в Свято-Покровском храме Запорожья. В защиту парней была развернута мощнейшая кампания, но в списки политических их не внесли - парни не были связаны с радикалами. За освобождение Демина, Харитонова и Федорченко перед народными депутатами ходатайствовали их родственники.
Охотник на человека
Бывший депутат от БЮТ Виктор Лозинский, которого обвинили в убийстве человека во время охоты, не раз заявлял, что его преследуют по политическим мотивам.
- Это дело действительно можно посчитать заказным, поскольку оно получило большой резонанс. В противном случае опытный юрист легко бы переквалифицировал его в превышение самообороны, - говорит адвокат Виктор Долгополов.
Напомним, Лозинскому дважды смягчали приговор. Вместо 15 лет он должен отсидеть 10.
Кстати
В Украине готовится люстрация всех органов власти. В частности, судебной, что давно уже требовалось. Но появился опасный момент, о котором "Комсомолке" рассказали узники Лукьяновского СИЗО.
- Мы боимся, что пока будут менять судей, наши дела будут лежать без рассмотрения, а тут есть люди, которые по восемь лет сидят без приговора. Очень важно, чтобы в борьбе за права человека не забыли о самих людях.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies