Голод и самолеты
Олег Антонов родился в 1906 году в селе Троицы Московской губернии в дворянской семье Анны Ефимовны и Константина Константиновича Антоновых. Олег впервые услышал о самолетах в 6 лет, когда семья переехала в Саратов. И сразу же влюбился в них. При первой же возможности он записался в авиамодельный кружок, начал строить планеры.
Когда парню было 15 лет, Поволжье охватил голод. Времена были настолько тяжелые, что для того, чтобы выжить, люди резали на куски и варили кожаные сапоги, ели кору деревьев. Многое в то время пришлось пережить Олегу, однако трудности не сломали его, не изменили мечты: взгляд Антонова-младшего все так же был обращен вверх, на небо.
|
Чтобы достичь своей мечты, Антонов поступил в Ленинградский политехнический институт. При этом он скрыл свое дворянское происхождение. В 1937 году НКВД "докопались" до его корней. Юношу ожидали репрессии. Однако Олега спас Александр Яковлев, разглядевший огромный талант у парня.
Первый опыт и война
Окончив институт, Олег был направлен в Тушино, пригород Москвы, для организации Центрального конструкторского бюро. В конце 30-х годов Яковлев пригласил молодого гения на работу ведущего инженера по учебно-тренировочным самолетам. А затем началась Великая отечественная война. Антонов переживал за свой народ и как мог старался помочь ему, разрабатывая новые модели и усовершенствуя уже существующие. Одним из проектов конструктора в военное время был известный "крылатый танк" - планер для транспортировки легкого танка. Кроме того, Антонов существенно поработал и над усовершенствованием истребителей "Як".
|
Любовь великого гения
Вся жизнь Антонова была связана с самолетами. Даже любимых женщин, и тех он находил среди близких ему по духу.
Так, в тридцатые годы Антонов влюбился в Елену Кочеткову, занимавшуюся проектированием планеров. Они поженились, и в 1936 году у них родился сын Ролан. Чувства быстро исчезли и пара жила без любви.
В 1937-м году Антонов познакомился с красавицей-грузинкой Елизаветой Шахатуни, работавшей специалистом по проблемам прочности конструкций узлов и агрегатов в ОКБ Семена Лавочкина. И влюбился в нее без памяти. Расставшись с Кочетковой, Олег с головой окунулся в новые чувства. И через год пара поженилась. А еще через два стали совместно работать над созданием десантных планеров, затем - в ОКБ Яковлева. В 1948 году у Антонова и Шахатуни родилась дочь Анна.
По словам знакомых, брак Олега и Елизаветы был похож на постоянные соревнования. Они напоминали двух тигров, еле уживающихся в одной клетке. Они жили вместе до 1957 года, однако затем их брак распался. Однако даже после развода они не перестали работать вместе.
|
Через некоторое время Антонов познакомился с инженером-программистом Эльвирой. Это была последняя его любовь, которую он сохранил до конца своей жизни. Пара поженилась и у них родились двое детей – дочь Лена и сын Андрей.
Наследие
Олег Антонов умер 4 апреля 1984 года в возрасте 78-ми лет. Похоронили конструктора на Байковом кладбище в Киеве. Гений оставил человечеству большое авианаследство, лишь перечень которого займет уйму времени.
|
Антонов создал около 30 типов планеров, в том числе и серийные. Под его руководством разработаны транспортные самолеты Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124, многоцелевые самолеты Ан-2, Ан-14, Ан-28, способные базироваться на неподготовленных полосах длиной до 550 метров. КБ Антонова подарило и пассажирские самолеты Ан-10, Ан-24, цельнометаллические планеры А-11, А-13, А-15, мотопланер Ан-13 и дельтапланы "Славутич".
Кроме того, под руководством конструктора разработана система автоматизированного проектирования транспортных самолетов, внедрены клеесварные соединения и композиционные материалы, развиты методы авиастроительной экономики.