24 ноября
Загрузить еще

Любовь и война в жизни Олега Антонова

Любовь и война в жизни Олега Антонова
Фото: Олег Антонов: конструктор на все века. Фото: Википедия.

Голод и самолеты

Олег Антонов родился в 1906 году в селе Троицы Московской губернии в дворянской семье Анны Ефимовны и Константина Константиновича Антоновых.   Олег впервые услышал о самолетах в 6 лет, когда семья переехала в Саратов. И сразу же влюбился в них. При первой же возможности он записался в авиамодельный кружок, начал строить планеры.

Когда парню было 15 лет, Поволжье  охватил голод. Времена были настолько тяжелые, что для того, чтобы выжить, люди резали на куски и варили кожаные сапоги, ели кору деревьев. Многое в то время пришлось пережить Олегу, однако трудности не сломали его, не изменили мечты: взгляд Антонова-младшего все так же был обращен вверх, на небо.

Почтовые марки России серии "Королев". Фото: Википедия.

Чтобы достичь своей мечты, Антонов поступил в  Ленинградский политехнический институт. При этом он скрыл свое дворянское происхождение. В 1937 году НКВД "докопались" до его корней. Юношу ожидали репрессии. Однако Олега спас Александр Яковлев, разглядевший огромный талант у парня.

Первый опыт и война

Окончив институт, Олег был направлен в Тушино, пригород Москвы, для организации Центрального конструкторского бюро.   В конце 30-х годов  Яковлев пригласил молодого гения на работу ведущего инженера по учебно-тренировочным самолетам.  А затем началась Великая отечественная война. Антонов переживал за свой народ и как мог старался помочь ему, разрабатывая новые модели и усовершенствуя уже существующие. Одним из проектов конструктора в военное время  был известный "крылатый танк" - планер для транспортировки легкого танка. Кроме того, Антонов существенно поработал и над усовершенствованием истребителей "Як".

Памятная монета Украины. Фото: Википедия.

Любовь  великого гения

Вся жизнь Антонова была связана с самолетами. Даже любимых женщин, и тех он находил среди близких ему по духу.

Так, в тридцатые годы Антонов влюбился в Елену Кочеткову, занимавшуюся проектированием планеров. Они поженились, и в 1936 году у них родился сын Ролан.  Чувства быстро исчезли и пара жила без любви.

В 1937-м году Антонов  познакомился с  красавицей-грузинкой Елизаветой Шахатуни, работавшей специалистом по проблемам прочности конструкций узлов и агрегатов в ОКБ Семена Лавочкина. И влюбился в нее без памяти.  Расставшись с Кочетковой, Олег с головой окунулся в новые чувства. И через год  пара поженилась.  А еще через два стали совместно работать над созданием десантных планеров, затем - в ОКБ Яковлева.  В 1948 году у Антонова и Шахатуни родилась дочь Анна.

По словам знакомых,  брак Олега и Елизаветы был похож на постоянные соревнования. Они напоминали двух тигров, еле уживающихся в одной клетке. Они жили вместе до 1957 года, однако затем их брак распался. Однако даже после развода они не перестали работать вместе.  

Почтовая марка Украины. Фото: Википедия.

Через некоторое время Антонов познакомился с инженером-программистом Эльвирой. Это была последняя его любовь, которую он сохранил до конца своей жизни. Пара поженилась и у них родились двое детей – дочь Лена и сын Андрей.  

Наследие

Олег Антонов  умер 4 апреля 1984 года в возрасте 78-ми лет. Похоронили конструктора на Байковом кладбище в Киеве. Гений оставил человечеству большое авианаследство, лишь перечень которого займет уйму времени.

Надгробие на могиле авиаконструктора. Фото: Википедия.

Антонов создал около 30 типов планеров, в том числе и серийные. Под  его руководством разработаны транспортные самолеты Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124, многоцелевые самолеты Ан-2, Ан-14, Ан-28, способные базироваться на неподготовленных полосах длиной до 550 метров.  КБ Антонова подарило и пассажирские самолеты Ан-10, Ан-24, цельнометаллические планеры А-11, А-13, А-15, мотопланер Ан-13 и дельтапланы "Славутич".

Кроме того, под руководством конструктора разработана система автоматизированного проектирования транспортных самолетов, внедрены клеесварные соединения и композиционные материалы, развиты методы авиастроительной экономики.