26 ноября
Загрузить еще

С пеленок - на занятия

С пеленок - на занятия
Фото: Благодаря новейшим технологиям знания будут в буквальном смысле окружать человека. Фото: thinkstockphotos.
Белый и пушистый… учебник
 
Представьте себе: пятилетняя малышка выбирает, чем поиграть - собакой, которая придумывает смешные задачи, или пупсом, которого можно лечить, отвечая на вопросы по анатомии. Схватив мягкую игрушку, она "щелкает" алгебру, радуясь, когда щенок виляет хвостом, услыхав правильные ответы. Если же задача потруднее, девочка засыпает "барбоса" вопросами и тот выдает нужный материал. Возможно, происходит это на яркой игровой площадке, где в соседних "отсеках" забавляются другие дети, а за ними присматривают наставники. Обязательно двое - мужчина и женщина, чтобы соблюсти гендерный баланс. Может быть и так, что ребенок - рядом с мамой, педагоги - за тысячу километров. Наблюдают удаленно за процессом учебы-игры.  
 
Такой может быть начальная школа будущего, считает кандидат педагогических наук Марьяна Окуневская. Если вы уверены, что все эти прогнозы из области фантастики, вспомните: лет двадцать назад ответы у доски с мелком в руке казались вечной формой обучения. И что? Никого не удивляют интерактивные доски в классах и смартфоны вместо учебников. Новые технологии меняют саму суть занятий.
 
Контрольная на пляже 
 
Девочка из будущего - уже ученица этак третьего класса. К тому времени педагоги уяснят, что возраст от 3 лет - наиболее благоприятный для обучения. Если подавать материал в игровой форме, ребенок способен впитать такой массив знаний, какой подросток не осилит никогда. 
 
Игрушки - на самом деле учебники со способностями искусственного интеллекта: могут отвечать на вопросы, излагать материал именно тогда, когда он интересен учащимся. Обычные "развлекаловки" исчезнут, считает эксперт, так как любая забава будет использована в образовательных целях. 
 
Дети постарше, конечно, не смогут обходиться без компьютеров - вернее, гаджетов,  в которые они трансформируются, уточняет преподаватель информатики Игорь Столярчук. Микроприборы вмонтируют в контактные линзы (такие разработки есть уже сейчас). Учащиеся смогут управлять трехмерными образами, данные и изображения будут всплывать и растворяться в воздухе. При этом любая теория будет восприниматься зримо, в ярких образах. Симуляторы позволят осваивать профессии, новые навыки. Исчезнет привязка к технике - вместо специально оборудованных классов для занятий подойдет любое комфортное место. И вот тут, устав от бурного развития технологий, люди вспомнят о "реале", обо всем натуральном: уроки будут проходить на экскурсиях, в лесу, на пляже, в комфортных уголках природы.
 
Учителя и их фанаты 
 
Уроки в нашем понимании исчезнут. Эксперты уверены, что классно-урочная система, придуманная в XVI веке, давно не приносит пользы. Ее цель - поддерживать одинаковый уровень знаний и умений, чтобы подготовить людей, способных выполнять одинаковую работу. При этом ни инициативы, ни фантазии не требовалось. Сейчас же в цене как раз уникальность мышления. 
 
В будущем часть учебного материала дети будут проходить дистанционно, по индивидуальной программе. Но самыми важными станут авторские курсы и мастер-классы педагогов. Учителя станут отвечать даже не за предмет, а за несколько тем - но в этой области они будут виртуозами, творцами. А в представлении материала появится элемент шоу - ведь придется выдерживать конкуренцию. Будут создаваться  команды из школьников и педагогов, работающих над определенным проектом. Чтобы выбрать, у кого учиться, школьники и их родители будут изучать виртуальные "ярмарки учителей", презентации их идей. Дистанционно станет возможным поучаствовать в занятии любого педагога мира. Они будут напоминать скорее звезд со своими фанатами.    
 
КСТАТИ
 
Школы будут заканчивать в 12 лет
 
Стартовав как ученик чуть ли не с пеленок, человек будет осваивать лет до 12 базовый курс знаний, аналог средней школы. И неспроста: подростку не место в школе. В прошлые века у различных цивилизаций тинейджер осваивал взрослые роли, рвался показать себя. У нас его искусственно задерживают в подчиненном положении: родители поят-кормят, указывают, как жить, учителя наставляют. Подростковые бунты - на самом деле заложенное природой стремление вовремя начать взрослую жизнь. Информационный мир даст людям такую возможность, считает руководитель Ассоциации тьюторов Павел Абрамчук. Не важно, 12 тебе лет или 80 - на рынке знаний важен лишь интеллект и знания. Подростки будут работать над реальными проектами, заниматься умственным трудом и осваивать необходимые для этого курсы. Вместо деления на тех, у кого есть высшее и у кого нет, появится ажиотаж вокруг "дизайна знаний": уникального сочетания специализаций. Именно это будет определять цену профессионала на рынке труда. Скажем, хорошо быть биотехнологом со знанием малайского языка, пока другие не догадались выучиться тому же. Догадались? Освоим робототехнику и придумаем из этого микса знаний уникальные услуги. Учиться, учиться и еще раз учиться в будущем придется всю жизнь. 
 
КОМПЕТЕНТНО
 
Обучать будут по принципу компьютерных игр  
 
 
Психолог столичной специализированной школы с углубленным изучением иностранных языков №200 им. В. Стуса Елена ГЛАВНИК:
 
- Образование будущего будет безоценочным. Как бы ни был деликатен педагог, ребенок в силу возрастных особенностей воспринимает "десятку" или "двойку" как оценку своей личности, а не знаний и умений. Отсюда - комплексы. И не правда, что множество наших современников страдает от заниженной самооценки, скорее у них вообще отсутствует навык оценивать себя. Одобрения или критики ждут от других. Инициативный и ответственный человек в будущем будет воспитываться в школе, где не ставят отметок. Вместо этого предметы могут быть разбиты по уровням, как в компьютерной игре. Там понятная школьникам мотивация: освоил один материал - получил доступ к более интересному и сложному.
 
А еще учащиеся будут участвовать в процессе как помощники педагога. Скажем, у нас уже сейчас все желающие ученики проводят психологические тренинги для школьников помладше. 43 мальчика и девочки, с 5-го по 11-й класс, под руководством взрослых разрабатывают программы по коммуникации, самопознанию. В итоге у всех учеников школы ежемесячно мастер-класс - не навязанный взрослыми, а с юными наставниками. В школе будущего многие занятия будут проводить сами школьники. 
 
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
 
Классику никто не отменит 
 
 
Директор киевской "Школы-Парка" Ярослав КОВАЛЕНКО:
 
- Думаю, классическая школа сохранятся будет еще долго, ведь она выгодна на уровне государства. В младших классах интернет не заменит общение с учителем. А вот старшеклассники смогут осваивать предметы дистанционно. Появится возможность поступать  в любые вузы мира, поэтому международные стандарты образования станут решающими в любой стране. 
 
На фоне этого возникнет бум частных мини-школ, которые станут создаваться по запросам родителей. Разнообразные: национальные, религиозные, спортивные, творческие, для родителей - приверженцев определенных философских течений.
 
Очевидно, усилится тенденция получать домашнее образование, ведь традиционные занятия подходят не всем. В США уже сейчас 2 млн детей не ходят в школы, сдают предметы экстерном.
 
В нашей альтернативной мини-школе можно проследить эти тенденции. У нас официально ученики на экстернате. Мы ориентируем их на западные образовательные стандарты. В остальном - нет привычных классов и расписаний. Когда и какие предметы учить, дети выбирают самостоятельно.