Загрузить еще

Единственный в мире паровоз-"кукушку" сшили из кусочков

Единственный в мире паровоз-
Фото: За звучный птичий голос паровоз Ь-2062 в народе любовно прозвали «кукушкой». Фото: Константин БУНОВСКИЙ.
Аналогов этой коллекции на просторах бывшего Союза нет, говорят в музее. Поначалу экспозиция состояла из четырех паровозов, сейчас же счет экспонатов идет на тысячи, причем больше полусотни из них - редкие, а порой и единственные в мире машины.
 
О самых ценных экспонатах и удивительных моментах истории музея нам рассказал его директор и коллекционер Владимир Донченко. 
"Лебедянку" тащили аж из Челябинска. Фото: Константин БУНОВСКИЙ.
 
"Похищение века"
 
В центре настоящего блокбастера оказался самый старый экспонат музея - легендарный и единственный в мире паровоз редкой серии Ь-2062. Локомотив собрали в далеком 1929 году в Коломне. За звучный птичий голос в народе его любовно прозвали "кукушкой". До 1973 года легкий и маневренный паровоз трудился на Енакиевском металлургическом заводе - во­зил шихту, руду для доменных печей. Потом лет 30 был памятником, а после его подарили Донецку - для будущего музея техники, который планировали открыть рядом с областным краеведческим. 
 
Сначала поставили "кукушку" возле ДМ "Юность" (он сейчас рядом с "Донбасс Ареной"). Но время шло, музей все не строился, и паровоз от центрального входа передвинули "на задворки". А в один прекрасный день приехали крепкие парни в камуфляже с подъемным краном и увезли локомотив в неизвестном направлении.
Директор музея, коллекционер Владимир Николаевич Донченко. Фото: Константин БУНОВСКИЙ.
 
- Все произошло средь бела дня в центре города, - вспоминает директор музея Владимир Донченко. - Мы подняли на уши всех правоохранителей. 
 
Нашли "кукушку" через неделю - на пункте приема металлолома в Ясиноватой (в 18 км от Донецка). Там раритет уже успели полностью порезать на лом, а одну деталь - медную топку - даже продать. Железнодорожники сгрузили растерзанный паровоз в два КАМАЗа и увезли на завод нестандартного ж/д оборудования. Там его буквально по винтику восстановили по старым чертежам. На это ушло сотни тысяч гривен. Теперь "кукушка" на ходу и красуется в выставочном зале музея. 
 
Подарок россиян
 
Грузопассажирский паровоз ЛВ-0407 - единственный в Украине. Его нашли под Челябинском: вышедший в тираж локомотив пылился в депо "Троицк" Южно-Уральской железной дороги. 
Депо Юзово в 1905 году, сейчас здесь музей. Фото: Константин БУНОВСКИЙ.
 
- Россияне сначала удивились, зачем он нам нужен, а когда узнали, что для музея, отдали бесплатно. Хотя за многие экспонаты нам приходилось платить или давать что-то взамен, - продолжает директор музея. - И вот оттуда за 2,5 тысячи километров железнодорожники его на своих осях перегоняли в Донецк. 
 
Уникальность "Лебедянки" (локомотив прозвали так по имени конструктора, инженера Льва Лебедянского) в том, что его собрали в 1956 году - это последний выпуск Ворошиловградского паровозостроительного завода. Его называют самым надежным и экономичным паровозом своего времени.