Загрузить еще

Поколение шопоголиков?

Поколение шопоголиков?
Фото: Психологи утверждают, что дочки мам, обожающих ходить по магазинам, чаще перенимают их увлечение, а сыновья, наоборот, зарабатывают «аллергию» к покупкам. Фото: Евгения Гусева.

Страсть к покупкам - уже у десятилетних

Новое поколение куда более меркантильное, чем предыдущее, твердят некоторые родители. Да что там "некоторые", соцопросы показывают: в этом уверены четверо из пяти взрослых. Страсть к магазинам - не вина подростков, а беда, пугают украинские психотерапевты, которым все чаще приходится лечить юных шопоголиков (страдающих болезненным пристрастием к покупкам). В декабре - особое "обострение". Обращаются за помощью семьи, у которых родные дети воруют из семейных денежных запасов и спускают все на предпраздничных распродажах.

По словам психотерапевта Татьяны Кравцовой, еще десять лет назад подобный диагноз ставили лишь старшеклассникам, сейчас родители приводят даже 10-летних школьников со сформированной зависимостью. Дети из небедных семей идут на любые ухищрения, чтобы потешить себя очередной модной вещью, - берут без спроса родительские кредитки, занимают от имени пап и мам у друзей семьи, копят карманные деньги, отказывая себе даже в питании. Кстати, у каждого пятого подростка проблема сочетается с анорексией и у стольких же - с пивным алкоголизмом.

Торговые компании все активнее делают ставку на юных покупателей: размещают товар на уровне глаз ребенка, выкладывают возле школьных принадлежностей игры и сладости, ведь сегодняшние школьники зачастую уже с 7-10 лет делают самостоятельные покупки. Даже рекламу взрослых товаров, скажем, алкоголь, все чаще оформляют ярко, со сказочными мотивами, с акцентом на экстрим, дружбу, путешествия.

За границей психологи уже кричат о "поколении шопоголиков", подсчитав, что зависимостью от покупок разной степени страдает половина итальянок и испанок 13-18 лет. Мальчиков на порядок меньше, но и они - не исключение. В Украине подобная статистика не ведется. Да и родители не всегда осознают причины проблемы, чаще делают акцент на "помогите, ворует", чем на "бесконтрольно покупает".   

Гаджеты - вещи первой необходимости

- Давайте отделим здоровый и болезненный интерес к покупкам у детей, - настаивает психотерапевт Клавдия Белоус. - Вещь, которая кажется бесполезной родителям, может быть значимой для подростка. У каждого поколения своя среда коммуникации, свой повод для налаживания контактов. Скажем, когда появились дискотеки, возможностью узнать о симпатии был вопрос "Пойдешь со мной на танцы?". Сейчас детям так же значимо, "зафрендили" ли их в соцсетях. Гаджеты для них вообще не удовольствие, как думают некоторые взрослые, а вещи первой необходимости. Ведь почти исчезла традиция собираться во дворе, ребенок чаще один, чем с друзьями. Если он лишен компьютера или мобильного, то изолирован от сверстников.

По мнению психотерапевта, для юного поколения, действительно, вещи имеют большую значимость, чем для тех, кто постарше. Но это неизбежно после коллективизма, принудительного "слияния" в советские времена: сила действия равна силе противодействия, поэтому еще лет 50 "маятник будет двигаться" к отстаиванию индивидуальных ценностей. А ребенку проще всего почувствовать свои границы, обособиться, отделить "мое" и "чужое" именно через вещи.

По статистике, около половины карманных денег школьники тратят на свой внешний вид, стремясь выделиться или, наоборот, не отстать от авторитетных сверстников.

Другое дело истинная зависимость, напоминающая страсть к азартным играм.  Юные клиентки признаются, что возле касс у них "екает" сердце, как на "американских горках". Поскольку им нравится, что волнение в магазине "зашкаливает", запреты, воспоминания о том, что они тратят последние или чужие деньги, только подхлестывают остроту ощущений. Когда же шопоголик выходит с покупкой в руках, почти мгновенно ощущает разочарование - вещь не приносит тех эмоций, которые были, когда она на витрине казалась недоступной. Чаще всего мания покупок - это погоня за экстримом, ощущением свободы выбора, удовольствием от внимания продавцов. Если отнять деньги у такого подростка или запретить посещение магазинов, у него может развиться тяжелая депрессия. Нередко излечение требует не только психотерапии, но и приема препаратов, снижающих тревогу, -  так реальнее пережить "ломку" без покупок.

Если покупка нужна ребенку, чтобы похвастаться в школе, это еще не зависимость, а современный способ завоевать авторитет среди сверстников. Фото: Олег Рукавицын.

Экстрим бывает безопаснее

Иногда важно разрешить более здоровый аналог экстрима. Многим девочкам-шопоголикам родители-перестраховщики безопасности ради запрещают занятия восточными единоборствами, туризмом, даже посещение аттракционов. Зато походы по магазинам для мам выглядят безобидной и "женственной" забавой. Пока не узнают, что дочери прогуливают уроки, часами разгуливая по торговым центрам.
Помочь выздоравливающему шопоголику-подростку может посильная и, желательно, достойная работа, приносящая заработок. Только не надо нравоучений: мол, узнай, как тяжело достаются деньги. Конечно, если сын или дочь тайно залезли в семейный бюджет, логичным будет требование заработать и возвратить ущерб. Но и тогда не стоит читать нотации, чтобы не превратить работу в постыдное наказание.

Что касается заработка как способа против магазинной мании, обычно он подходит тем, кто хотел с помощью покупок ощутить себя взрослее, контролировать свою жизнь. Таких тинейджеров манило уважительное обращение продавцов. В одной семье старшеклассницу-шопоголика устроили на фирму к отцу переводчиком. Ощутив себя самостоятельнее и получив первую зарплату, она не стала ее расходовать на мелочи. Вскоре, после того как девочка сама записалась на обучение танцам, она призналась, что такого наслаждения раньше не испытывала.  

НА заметку

Как отличить у ребенка зависимость от обычного детского "купи"?

✔ Находиться в магазине ему приятнее, чем играть, гулять, ходить в кино.
✔ Он прогуливает занятия ради шопинга.
✔ Он не знает, зачем ему та или иная приобретенная вещь.
✔ У него повышается настроение, когда он в торговом центре.
✔ Он врет, когда речь идет о покупках: прячет их, преуменьшает цену, достает деньги нечестным путем.

В тему

Вредные советы по выращиванию "магазинного маньяка"  

Плачущего малыша не обнимать, вместо этого давать ему сладости или совать в руки большие мягкие игрушки. Пусть учится добывать тепло и заботу на прилавках магазинов.
Если ребенок постарше пристает со своими тревогами или вопросами, переключайте его внимание на новенькую вещь.
Почаще отменяйте совместные планы (выезды на природу, походы в цирк и т.д.), компенсируя это подарками.
Если предстоит период особой занятости на работе, вы не сможете уделять много внимания сыну или дочке, обязательно демонстрируйте вину и обещайте порадовать покупками. Если ребенок догадается, что важно не количество, а качество общения с мамой и папой, полноценного шопоголика из него уже не получится.
Мамы, делайте из дочек "барби", сутками наряжая их и демонстрируя подругам. Это ваш последний шанс поиграть в куклы.
Побольше запрещений и ограничений. Пусть у ребенка не будет иллюзии, что он хоть что-то контролирует. Тогда он захочет самоутверждаться, покупая всякий хлам.
Чаще повторяйте, что в семье нет денег. Отказывайте во всем, что касается имиджа подростка. Зачем ему эти пестрые рюкзаки или дурацкие игрушки-монстры? Если держать школьника "на голодном пайке", дорвавшись до самостоятельных покупок, он долго не сможет "насытиться".    
Привычка ребенка получать удовольствие от выездов на природу, общения, творчества может свести на нет все ваши усилия.