22 мая
Загрузить еще

"Мой летчик-француз по-русски знал только "карашо" - так и воевали!"

Фото: Вот на таких советских истребителях Як-3 воевали французы (музей в Ле-Бурже). Фото: wikipedia.
В состав эскадрильи  входили и советские механики. Из 17 членов техсостава до наших дней дожили всего четверо. "Комсомолка" разыскала Юрия Федорина, который живет в Мелитополе.
 
Видео Максима Крюка.
 
"Друг Роже был единственным темнокожим в полку"  
 
Юрий Филиппович в свои 93 года выглядит бодро, рассказывает интересно и помнит все, что происходило 70 лет назад. Ветеран живет в обычной однокомнатной квартире в центре города. На стенах - грамоты, его портрет в медалях, на столе - фронтовой альбом и книги о легендарной эскадрилье "Нормандия - Неман". На одном из "заглавных" снимков молодой Федорин жмет руку темнокожему французскому солдату.  
 
- О, это летчик Роже Соваж! Замечательный человек, мой друг. Он, кстати, был единственным темнокожим во всем полку, - улыбается, бережно касаясь снимка,  фронтовик. - Мы с ним хоть и говорили на разных языках, но все равно понимали друг друга. А подружились с самой первой встречи.
 
Эскадрилья "Неман" была сформирована в городе Иваново в декабре 1942 года. За девять месяцев до этого комитет "Сражающаяся Франция" предложил Советскому Союзу группу своих летчиков и механиков, чтобы вместе сражаться против Германии. Бойцы сами выбрали себе название - в честь французской провинции, которой больше других досталось от немцев. Через полгода "Нормандия" стала полком, состоящим уже из трех эскадрилей. В ноябре 1944-го за боевые заслуги при освобождении Литвы и форсировании реки Неман Сталин присвоил полку почетное наименование "Неманский". Отсюда и "Нормандия - Неман".
 
Изъяснялись на пальцах 
 
- Приехали французы налегке: в тапочках, ветровках, к холоду не привыкшие. А у нас морозы 30-градусные. Летчикам холода не страшны, они же в кабине сидят, а механикам нужно целый день возле самолета крутиться. Вот поэтому командиры решили заменить французов на наших, - говорит Юрий Филиппович. - Ох, и тяжело нам поначалу было с ними общаться. Мы по-французски ни бум-бум, они русский не понимают. Как немые были, все жестами объясняли. 
 
Но на пальцах всего не расскажешь. Поэтому советским механикам приходилось туго. Вот, например, прилетает летчик с задания и сразу к механику - сообщать, как же техника вела себя в бою. 
 
- Иностранцы заучили только два слова, которые еще и выговаривали не ахти как: "карашо" и "некарашо". Хорошо, когда "карашо". А вот когда "некарашо", он не может объяснить. Чтобы понять, что барахлит, где стучит, приходилось вдоль и поперек машину осматривать, - вспоминает фронтовик.  
 
- Работать в связке - это одно, но что за дружба без задушевных разговоров?
 
- На войне главное - поступки, а не речи. Роже видный парень был, статный. При этом очень хороший и отзывчивый человек. Свой паек летчика всегда с нами делил. Сигаретами угощал иностранными - для нас это было настоящим чудом. А вообще, конечно, разные мы с ними люди. Вот почему они сразу так много людей потеряли? Потому что каждый сам за себя. А у нас принцип другой - один за всех. Наши командиры такой взаимовыручке и иностранцев учили. Они всегда летали в одиночку. Им объясняли, что в небо нужно выходить парами - один впереди, второй хвост охраняет. Ведь в самолете это самое уязвимое место. Как только французы это поняли, потерь стало в разы меньше. 
Дружба советского механика Федорина с французским летчиком Соважем завязалась с первой же встречи. 
 
Французские каникулы 
 
- От механика, по сути, тоже зависела жизнь летчика. Ведь, если во время боя что-то заклинит, немецкой пули не избежать?
 
- Безусловно. Ответственность огромная была. Прилетает как-то Соваж, отстегивается и подает мне вентиль от кислородного баллончика, говоря: "Некарашо". А это "некарашо" сразу стало известно начальству. Начали выяснять. Оказалось, немцы так высоко загнали Роже в небо, что ему пришлось кислородным баллоном воспользоваться. А он вместо того, чтобы его отвинтить, стал крутить в другую сторону. Да еще с такой силой, что сломал. Как все встало на свои места, Соваж ко мне подошел и извинился. 
 
- А сколько вы в команде с Роже фашистов сбили?
 
- Мой летчик сбил 14 немецких самолетов. Он на своем Яке кресты рисовал. Как наши солдаты звезды выводили. У эскадрильи "Нормандия - Неман" самолеты были советские, так как Франция не могла предоставить технику. Вот эти машины Сталин и подарил союзникам, когда война закончилась. Наш полк как раз был под Кенигсбергом. Отсюда летчики собирались ехать домой. А Сталин сказал: мол, нет, ребята, вы полетите домой на тех самолетах, на которых воевали. И 40 машин (остальные 20 сбили немцы) наше правительство подарило Франции. С пилотами разрешили полететь некоторым механикам. В их число попал и я.  Мы сопровождали своих летчиков в Париж. Пробыли во Франции три месяца. Посетили Ниццу, Бордо, Марсель, Тулузу, Лион. Встреча была изумительная! Роже пригласил меня в гости к своей семье. За столом уже Соваж был переводчиком. 
 
- Три месяца в Европе - это долго. Вам, наверное, платили командировочные?
 
- Мы во Францию не с пустыми карманами приехали. Деньги у нас были свои. Как только во время войны границу Литвы перешли, нам начали платить 375 рублей и еще валюту. Советские деньги мы на книжку откладывали. А иностранную валюту куда нам было расходовать? Вот и накопилось. Во Франции мы стали подарки покупать, часы особенно запомнились. У нас же, кроме "кировских", других не было, а тут такое разнообразие! 
Юрий Филиппович награжден и французскими наградами, но на кителе они прикреплены ниже советских - так положено. Фото: Максим КРЮК.
 
Рассказывает о войне школьникам
 
- У вас вся грудь в орденах. Кроме советских еще и французские есть.
 
- Орден Почетного легиона - самая престижная награда Франции. В 2010 году в Москве посол Франции мне ее вручил. Два боевых креста Франции тоже есть. Один вручили еще во время войны, второй - при встрече во Франции. Получали мы их за успешное выполнение поставленных задач.
 
- А французам советские награды вручали? 
 
- Четыре летчика получили звание Герой Советского Союза, один посмертно. Хотели и моего Роже Соважа наградить. Собирали документы, сделали снимки, интервью брали. Но в 1945 году случилась беда. Командир Третьей эскадрильи Марсель Лефевр с боя вернулся тяжелораненым и на подбитом самолете. Через несколько дней он умер в московском госпитале. В экстренном порядке кандидатуру Роже Соважа на награждение сняли, и Лефевру присвоили Героя посмертно. Роже, конечно, сильно обиделся. 
 
После войны и каникул во Франции Юрий Филиппович вернулся на родину. Поступил в Томский институт железнодорожного транспорта. Здесь же познакомился со своей будущей женой. Галина Александровна родила фронтовику троих сыновей. Сейчас у Юрия Филипповича четыре внука, одна внучка и четверо правнуков! Тем не менее фронтовик находит время и силы ездить по школам с французским уклоном, где  рассказывает детям о легендарной эскадрилье "Нормандия - Неман".
 
Был Юрий Федорин четыре раза в Москве, на встречах фронтовых летчиков и механиков. Вот только увидеться со своим французским другом Роже Соважем не довелось. Летчик рано умер. О смерти Соважа ветеран узнал через много лет от московского комитета ассоциации "Нормандия - Неман".