Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Одиночество в соцсети: люди уходят из виртуальной реальности

Одиночество в соцсети: люди уходят из виртуальной реальности
Фото: Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.
Обитателей Фейсбуков, Одноклассников и прочих социальных сетей, которые сутки напролет проводят в общении с виртуальными собеседниками, психологи прозвали гомо юзерами (homo user). Френдов (с ударением на последнем слоге по новой терминологии) - этих так называемых друзей -  в Сети у самых продвинутых пользователей может быть до нескольких сотен.
 
Казалось бы, стучи по клаве и радуйся! Ведь соцсеть позволяет заводить новые знакомства, романтические или просто приятельские, по всему миру. И встречаться каждый день и даже каждый час с кем хочешь, поддерживая связь в режиме онлайн.
 
Но вот парадокс: счастливыми себя гомо юзеры от такого обилия друзей почему-то не чувствуют. По словам одного из блогеров, "раньше пользователь испытывал проблемы с объединением в стаи, подходящие ему по вкусам и интересам, а теперь он стоит перед проблемой обилия таких стай". Более того, статистика свидетельствует: за последний год число пользователей Фейсбука, Твиттера, ВКонтакте стало падать. Люди бросились искать живое общение.
 
К такому выводу пришли специалисты старейшей американской рекламной компании Leo Burnett Worldwide, которые провели в нескольких странах глобальное исследование аудитории в возрасте от 16 до 50 лет, изучая силу влияния интернета на жизнь людей.
 
- "Цифровая эра" подходит к закату, люди мечтают избавиться от цифровой зависимости и вернуться в реальный мир, - такое сенсационное заявление сделал главный эксперт компании по стратегическому планированию Мик Маккейб. - Соцсети исчерпали себя.
 
Если верить психологам, то люди все чаще признаются, что страдают от цифровой зависимости, которая вызывает раздражение и проблемы в реальной жизни. Уже каждый пятый стремится как можно дольше не включать компьютер, если на то нет острой необходимости. Растет количество тех, кто отключает вечером свой смартфон. Почти 20 процентов опрошенных заявили, что подумывают закрыть свой аккаунт в социальных сетях. Более трети признались, что стараются раз в месяц устраивать для себя так называемый свободный день от Фейсбука и Твиттера (Facebook & Twitter free day). И почти 40 процентов стали реже использовать интернет во время отпуска.
 
Да и сами хозяева соцсетей видят безрадостные цифры. Данные последнего отчета Фейсбука показали: за месяц сеть в США потеряла 3 миллиона пользователей, а во всем мире более 4 миллионов. А пользователи ВКонтакте сократили свое время присутствия за последний год в полтора раза.
 
Эксперты объясняют падение интереса к виртуальному общению тем, что при связи онлайн человеку только кажется, что он постоянно контактирует с людьми, делясь с ними сокровенным. На самом деле он чаще всего скрывает свои истинные эмоции за чередой смайликов. А эмоции эти не самые радостные.
 
Из опросов следует: чем чаще человек пользовался сетью Фейсбук, тем ниже была его уверенность в самом себе и тем больше ощущение собственного неблагополучия. Только при общении с глазу на глаз или хотя бы посредством телефона настроение добровольцев заметно возрастало. 
 
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
 
Доктор биологических наук, профессор психологии Юрий Щербатых: Одноклассники в Твиттерах хотят контактировать фейсами
 
- Природа так устроила, что у человека восприятие мира основано на всех органах чувств. Когда мы общаемся, то образ человека вырисовывается в виде комбинации того, что мы видим, слышим, ощущаем на ощупь и запах. Если человек подменяет живые контакты на черно-белые строчки в чате соцсетей, то он лишает себя 95 процентов ощущений. В результате чего его "собеседник" превращается в бледный призрак реального человека.
 
Даже если человек общается в скайпе с включенной веб-камерой, он все равно лишается больше половины информации за счет потери невербальных составляющих.
 
Фактически фанат социальных сетей подобен Танталу из греческой мифологии, который не может дотянуться до  предмета своего вожделения - отсюда и наступающее разочарование.
 
Готовя к переизданию свою книгу "Психология любви и секса", я провел опрос среди посетителей порносайтов, из которого можно сделать ряд выводов.
 
Во-первых, у любителей виртуальной клубнички неуклонно снижается количество реальных сексуальных контактов. Во-вторых, эротические сцены довольно скоро перестают удовлетворять человека, который со временем отчетливо осознает неполноценность подобного секса. Ситуация усугубляется тем, что после красивого и изысканного виртуального секса с моделями из "Плейбоя" отношения с обычными партнерами из реальной жизни кажутся скучными и неинтересными.
 
В общем, Всемирная паутина, как называют интернет, она и есть паутина. Запутаться в ней легко, а выбраться в реальный мир уже затруднительно.