Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Чему учат в школе: ляпы в учебниках

Чему учат  в школе:  ляпы в учебниках
Фото: В МОН считают нормальным явлением опечатки в учебниках 2013 года: мол, в школах продолжается их апробация.
Опечатки и странности в учебниках находил чуть ли не каждый родитель, помогающий чадам с домашними заданиями. Мамы зачитывают друг другу по телефону отрывки из учебников вместо анекдотов. Так что же там есть забавного? И как дети по ним учатся всерьез?  
 
СКОЛЬКО ДЕНЕГ НАЙДЕТ УЧЕНИК НА ДОРОГЕ?
 
Начнем с математики. Учебник-скороспелку для первоклашек (авторы Ф. Ривкинд, Л. Оляницкая) готовили 3 месяца, чтобы успеть перевести первые и вторые классы на новую программу. Теперь дети изучают, что "38 - 3 > 35". В пособии просят "начертить длину", утверждают, что в месяце 30 или 31 день (а как же февраль?), рассказывает учитель математики столичной школы №210 Ирина Войнаровская.
 
Куда сложнее решить такие вот задачки: "Тарас сложил двух снеговиков из геометрических фигур. Какого из них на самом деле не существует?". 
 
Как это не существует, если он их уже сложил? Так и лезет в голову афоризм Станислава Ежи Леца: "В реальности все не так, как на самом деле".
 
Задача попроще: "На телеграфном столбе сидело 7 воробьев и 5 голубей. Четыре птицы улетели. Сколько птиц осталось сидеть на проводе?". Кто на проводе? Как они туда попали со столба-то? 
 
"Двое детей, идя утром в школу, нашли на тротуаре 2 монеты по 10 коп. Сколько бы монет нашел Ивасик, если бы шел в школу один?" Даже у взрослых ум заходит за разум в попытке найти связь между прогулками детей и количеством монет на тротуарах. Главный вопрос не математический: почему школьники собирают по дорогам монетки? Им что, на карманные расходы не дают? 
 
- У сына-первоклассника в школе продвинутая программа по математике "Росток", -  вздыхает киевлянка Ирина Лопатина. -  Я не сразу даже поняла задание: "Подели каждое множество на два подмножества по трем признакам". А у дочки в книге по чтению за 4-й класс написано, что Александр Пушкин скончался в… 1937 г.
 
БЕДЫ - ОТ ВЫСОКООБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ
 
У школьников постарше свои "хиты".  "Мировая литература" (Е. Волощук) радует пятиклассников сказкой Шарля Перро "Кот в сапогах". Вот только не каждому родителю, всмотревшемуся в диковатую мордочку зверя на иллюстрации Г. Доре, под силу ответить на вопрос: "В каком он настроении?"
 
В учебнике спутали две гравюры к сказке. На одной кот - среди кланяющихся жнецов, наслаждается триумфом. Вот где настроение вычислить просто! На той же, что попала в учебник, хозяин кота прячется в ожидании короля. Но авторы не опознают одного из главных героев и просят учеников описать "незнакомого крестьянина в кустах". 
 
Авторы другого учебника по зарубежной литературе (Ю. Ковбасенко, Л. Ковбасенко), уже для 6-го класса, миф о ящике Пандоры завершили  "от себя" пассажем… о вреде образования: "Ядерную бомбу и клонирование человека, страшные вирусы и много других бед изобрели не безграмотные, а именно высокообразованные любознательные люди".  
Решайте сами, как, отвечая на вопрос по "Мировой литературе", назвать такое странное настроение? 
 
ПРЕКРАТИТЕ ДУМАТЬ О ЖЕЛАНИЯХ! 
 
В "Основах здоровья" за 6-й класс (Н. Полищук) предложение определить, есть ли у юного читателя чувство юмора, приводит к феноменальным открытиям. Рассмешить может тот, кто правильно отвечает на вопросы телевизионных викторин и не смущается, когда ругают, но при этом плохо играет в шахматы (так следует из вопросов и "ключа" теста). Вряд ли это психологическое ноу-хау, скорее название теста перепутали.
 
Но это еще не все! Оказывается, "общение делится на деловое, межличностное, групповое и прочее". По этой логике, "чисто по-деловому" нельзя поговорить ни с глазу на глаз, ни с группой. А в 24‑м уроке авторы вдруг приказывают: "Прекратите думать о собственных желаниях!". И о еде, и о сне? Может, это учебник по достижению нирваны?
 
Конечно, старшеклассники закалены всеми предыдущими учебниками. Но и для них тяжкое испытание - издание, написанное таким языком: "Баллы антропизации определяются в границах градаций (чем больше балл, тем сильнее степень антропогенизации территории)". Это - не научный труд, а "Экология" за 11‑й класс (Л. Царик, П. Царик). Но язык - не ошибка. Из этой же книги мы узнаем, что "ПДК п. - это концентрация вредного вещества в верхнем слое почвы…". Маленький пустячок: забыли расшифровать аббревиатуру, эту самую "ПДК п.".
 
Понятно же, что биологии тоже есть чем удивить! На первых же страницах учебника для 11-го класса (С. Межжерин, Я. Межжерина) выясняется: растения размножаются череШками, то есть частями листьев. А что им еще, беднягам, остается? В 3-м параграфе черным по белому: "Гаметофит - это половой орган растения", а во 2-м их этой радости лишают: "Растения не имеют половых органов". 
 
ОФИЦИАЛЬНО
 
Признавать множество ошибок в новых учебниках МОН не собирается. Официально заявляет, что претензий от учителей и родителей не поступало. И при этом 14 ноября Минобразования планирует пригласить авторов пособий, экспертов, ученых на совещание Института инновационных технологий и содержания образования. Тема: поиски путей устранения опечаток и ошибок (тех, несуществующих). Тем временем два дня назад "Математику" для 1-го и 2-го класса (Ф. Ривкинд, Л. Оляницкая) объявили непригодными для обучения школьников эксперты Института украинского языка. Проведя независимое исследование, они направили выводы в Комитет Верховной Рады по вопросам науки и образования.