22 мая
Загрузить еще

Cпасти генералиссимуса Сталина

Осенью 1941 года Москва самым активным образом готовилась к эвакуации. Фашистские войска находились в трех десятках километров и могли совершить танковый прорыв, который привел бы к захвату столицы. В постановлении Государственного комитета обороны № 801 говорилось об эвакуации правительства и президиума Верховного Совета и отмечалось: "т. Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке". Бежать вождю так и не пришлось, но планы его выезда из Москвы существовали. Причем они были не просто совершенно секретными документами, а, скорее всего, одними из самых тщательно охраняе­мых тайн военного времени.

Вагон? Авто? Самолет?

Подготовка к эвакуации вождя началась еще в июле 1941 года. Уже тогда в Куйбышев была откомандирована большая группа сотрудников комендатуры Кремля и 1-го отдела НКГБ СССР, отвечавшего за охрану высших должностных лиц.

Многие высшие чиновники прибыли в Куйбышев спецпоездом 17 октября. Правительственный эшелон с воздуха прикрывало несколько авиационных истребительных полков. Туда же переправили и сталинскую библиотеку, его гардероб и три автомобиля. Намерения покинуть Москву были серьезнее некуда.

В книге "Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны" упоминается следующее: "Планом предусматривалось три варианта выезда: по железной дороге, на автомобилях и самолетах. В частности, воздушный план предполагал эвакуацию пятью самолетами Л-3. Для сопровождения самолетов выделялись три эскадрильи истребительной авиации (МиГ) и одна эскадрилья штурмовой авиации. Списки экипажей пяти самолетов были представлены в 1-й отдел НКВД СССР 12 ноября 1941 года".

Алексей Рыбин, отвечавший за сталинскую ложу в Большом театре и бывший человеком информированным, в своих мемуарах уточнял: "Еще могу добавить, что на Центральном ­аэродроме имени Чкалова, на краю которого сейчас находится здание­ ­аэровокзала, стояли наготове четыре "Дугласа". Полковник Грачев сидел в кабине личного самолета Сталина".

Вылет с Центрального аэродрома (район станции метро "Аэропорт") был наиболее предпочтителен. На короткое время советские ВВС должны были обеспечить превосходство в воздухе над центром столицы и подавить огневые точки противника. Путь до аэродрома - это около 10 минут в бронированном "Паккарде" или 15 минут в танке КВ. Вылет под прикрытием полка истребителей вполне возможен.

Другой способ - Сталин добирается от Кремля до ­"Аэропорта" на метро (выход из Кремля на станцию "Площадь Революции" и смежную с ней "Площадь Свердлова" наверняка существовал), а затем перевози­тся в бронированном транспорте к самолету (1 - 2 минуты).

Интересный, но трудновыполнимый проект боевого  приказа для эвакуации руководства страны был подготовлен комендантом Кремля Н. К. Спиридоновым. 1330-километровый автомобильный маршрут Москва - Ногинск - Покров - Владимир - Вязники - Гороховец - Горький - Куйбышев был проработан к 20 октября. Готовность к движению была определена 29 октября. Двигаться было решено восемью группами автомобилей (основные машины сопровождались автомобилями выездной охраны). Колонна растянулась бы на 5 километров. Сверху было предусмотрено прикрытие полком истребительной авиации, а в колонне должны были находиться четыре зенитные установки.

Понятное дело, что у такого плана было много уязвимых мест: дорожное покрытие в те времена оставляло желать лучшего, особенно в осеннюю распутицу, да и стопроцентную защиту сталинского бронированного "Паккарда" от воздушного налета гарантировать было сложно.

 

Бронепоезд идет на восток

Еще один известный вариант вывоза "вождя народов" предусматривал железнодорожный путь эвакуации со станции Горьковская-товарная, на которой стояли несколько составов с бронеплощадками и зенитками. Прикрывать эшелон тоже планировалось полком истребителей.

В литературе встречаются различные варианты дислокации сталинских бронированных поездов. Одни авторы называют станцию Кунцево, находившуюся около Ближней дачи, либо соседнюю с ней Рабочий поселок, другие - Москву-Каланчевскую. Всего существовало порядка пяти спецпоездов с бронированными вагонами, которые могли быть использованы Сталиным для эвакуации. В 1982 году уже упоминавшийся нами Алексей Рыбин написал в журнал "Коммунист" письмо по поводу освещения сталинских эвакуационных планов в художественной литературе. Он рассказывал о сталинском поезде, стоявшем на запасных путях между Курским вокзалом и Крестьянской заставой. События относятся к 16 октября 1941 года: "Направляясь к спецпоезду, я на разветвлении от основной магистрали железной дороги встретил сотрудников транспортной милиции, преграждавших  проход посторонним лицам в сторону тупика и спецпоезда. Приближаясь к спецпоезду, я с удивлением увидел известных мне с 1930 года сотрудников личной охраны  Сталина: Лозгачева,  Альтшулера,  Белехева,  Жеребят

ьева,  Ишметова, Шитоха,  Круташева, Тукова. Пробыв у спецпоезда несколько дней, не дождавшись приезда И. В. Сталина, сотрудники по приказу командования с постов снялись и возвратились в Кремль и на дачу. В этой связи нам хорошо известно, что И. Сталин в октябре 1941 года на московские вокзалы не выезжал, а работал в Кремле и частично на ближней даче".

Выезд по железной дороге был достаточно сложной задачей. Достаточно повредить железнодорожный путь, и поезд останавливается. Правда, на этот случай в передней и задней частях спецсостава были ремонтные платформы с рельсами, шпалами и оборудованием. Кроме того, эвакуа­ция планировалась только по двухпутным железным дорогам, что позволяло при разрушении одной линии перейти на другую.

Взлет с футбольного поля

А вот самая малоизвестная, но наиболее логичная версия экстренной эвакуации Сталина из Москвы строится вокруг Запасного командного пункта Ставки. С середины тридцатых годов вся территория Измайлова за окружной железной дорогой была объявлена "зоной особого режима". Там шло строительство стадиона имени Сталина и подземного бункера под ним. А рядом буквально "в шаговой доступности" находились другие секретные объекты: школа диверсантов, аэропорты, общежития охраны и пр.

Почему же именно Измайловский бункер мог иметь столь важное значение для эвакуации "вождя народов"? В первую очередь из-за широких транспортных возможностей. Бывший главный архитектор Москвы Кузьмин упоминал о существовании "17-километрового тоннеля" от Кремля до бункера. С его помощью можно было бы безопасно добраться в Измайлово в течение получаса.

Скорее всего, транспортом до бункера могла служить либо линия метро от "Площади Революции" до нынешней "Партизанской" (она в то время уже существовала, но не работала в открытом режиме). Правда, некоторые источники упоминают автомобильный (танковый) туннель, о котором практически ничего неизвестно. Мне "танковая" версия представляется в некотором смысле фантастической. Как вы думаете, если колонна танков (а это и сейчас не самый экологически чистый вид транспорта) заведет двигатели в практически замкнутом подземном пространстве, не задохнутся ли пассажиры? Да и зачем танки? 40 - 50 метров до поверхности - стопроцентная гарантия даже от двухтонных авиабомб времен войны…

Если мы берем за основу "железнодорожный вариант", то достаточно вспомнить, что "Партизанская" или "Стадион имени Сталина" в то время была конечной подземной станцией. Но средний путь ее (москвичи знают, что она имеет три пути) между ней и будущей "Измайловской" выходил на поверхность и переходил в железнодорожную ветку! А вот она и могла вести к Горьковской железной дороге. И путь на Восток был открыт.

Странная архитектура стадиона была оправдана тем, что это был хорошо замаскированный личный аэропорт главы СССР.

Стратегическое преимущество Измайлова было в том, что артиллеристский обстрел с западных окраин Москвы вряд ли мог быть прицельным и опасным для Сталина. Тем более что у него были и другие возможности эвакуации из Запасного командного пункта. Как мы предполагаем (а упоминания об этом в литературе есть), перед "Партизанской" было ответвление линии метро к сталинскому бункеру. То есть попасть в свою запасную резиденцию он мог и под землей. А вот дальше…

Существуют догадки исследователей о существовании около бункера гигантской стоянки для танков и автомобилей, расположенной на глубине в 15 метров и "накрытой" 6-метровым слоем железобетона. Считается, что на этой стоянке могли размещаться до сотни тяжелых КВ и автомобилей. Эта группа могла при необходимости обеспечить вывоз главкома на любой из ближайших аэродромов либо двигаться к ближайшему запасному командному пункту своим ходом…

Допустим, Сталин перевезен в Измайловский бункер. Куда дальше? Вариантов тут множество. Вместе со строительством объекта в конце ­30-х годов были проложены две дороги на восток: будущие Измайловское и Щелковское шоссе. С них можно было без проблем попасть на основной эвакуационный путь - Горьковское шоссе.

Но наиболее предпочтительным (при всей нелюбви Сталина к полетам на самолетах) был воздушный путь. Буквально в "шаговой доступности" от бункера были построены два ­аэродрома: Дальней авиации и ПВО. Один находился в районе нынешней 5-й Парковой улицы, а взлетной полосой его был нынешний Измайловский бульвар. Второй аэродром был на 15-й Парковой, то есть тоже недалеко. И не будем забывать о том, что по Щелковскому шоссе за довольно короткое время можно было добраться до Чкаловского аэродрома либо до аэродрома в Монине.

Но существовал и еще один, самый короткий путь к личному самолету главнокомандующего. Он мог расположиться в нескольких десятках метров от выхода из бункера, прямо на стадионе! Дело в том, что когда подземный сталинский бункер в 1940 году был построен, строительство стадиона, бывшего объектом прикрытия, остановилось. И остановилось оно на очень любопытном этапе. Были построены три бетонные основы для трибун высотой в десяток метров каждая. Четвертая сторона оставалась свободной. Пространство внутри трибун было освобождено от строительного мусора и выровнено. А там, где должна была быть четвертая трибуна, начиналось нечто, подозрительно напоминавшее взлетную полосу. Мы знаем, что самолетам того времени совсем не­обязательно было взлетать с бетона или асфальта, достаточно было ровной земляной или снежной поверхности. А на стадионе под мощным прикрытием бетонных трибун могло разместиться несколько самолетов для Сталина, Берия и их сопровождающих. Истребители прикрытия в этом случае могли взлетать с любого из упоминавшихся нами ближайших аэродромов.

Так что мы можем констатировать, что основное предназначение объекта ЗКП "Измайлово" было, скорее всего, не командное. В течение почти пяти лет он готовился как главный эвакуа­ционный пункт на случай экстренного отбытия оставшихся в столице руководителей в упоминавшие­ся нами приволжские города.

В следующих номерах мы расскажем о конечной цели эвакуации вождя - его секретных бункерах.