22 мая
Загрузить еще

Ради спасения летчиц разбили два самолета

Ради спасения летчиц разбили два самолета
Фото: Экипаж «Родины» (слева направо): пилот Полина Осипенко (31 год), командир Валентина Гризодубова (28 лет), штурман Марина Раскова (26 лет). Фото: ИТАР - ТАСС.
В 1938 году его задумала Валентина Гризодубова - отчаянно смелая летчица, обладательница пяти мировых достижений, депутат Верховного Совета и просто красавица. Трасса перелета - Москва - Хабаровск. Ни одна женщина в мире на такое расстояние не отваживалась отправиться.
 
Вторым пилотом она избрала тоже мировую рекордсменку - Полину Осипенко. А вот штурмана ей назначил НКВД: прислал своего старлея Марину Раскову. Предложение, от которого нельзя отказаться.  
 
Времени из-за погодных условий на трассе оставалось в обрез. Авиастроители первым делом доводили опытный самолет. Ну а девушки? А девушки - на потом отложили все... Начальник штаба перелета Антонов и конструктор Сухой даже накатали "телегу": "Докладываем, что экипаж тов. Гризодубовой систематически не выдерживает им же установленный распорядок рабочего дня и расписание занятий… Первые два занятия не состоялись из-за неявки экипажа, а по метеообстановке занималась одна тов. Гризодубова…" Пришлось их деликатно одернуть "сверху".
 
Но вот все готово как будто. Самолет ДБ-2 "Родина" на старте Щелковского аэродрома. Его вес - 12,5 тонны. Полет будет проходить на высоте 4000 м, скорость - 233 км/час, дальность - 6700 км, время в пути - 28,8 часа. Это при благоприятных условиях.
 
24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут Гризодубова подняла самолет в воздух.
 
В полете
 
Вначале все шло отлично. Радиограмма № 7, переданная Расковой, гласила: "В 16.06 прошли Иртыш. Высота полета 4000 м". И вдруг через два часа неожиданное: "Пеленгуйте меня, сообщите… местонахождение… Срочно!.." Москва серьезно забеспокоилась.
 
Оказалось, что, перелетев Иртыш, девушки попали в густую облачность. Машина обледенела. Расход горючего резко увеличился. Тем не менее через 26 часов полета самолет вывели к Охотскому морю и скорректировали курс. И вдруг на приборной доске загорается красная лампочка: горючее на исходе. Ясно, что до Хабаровска не дотянуть. Под крылом - сплошная тайга.
 
Гризодубова приказывает покинуть самолет. Раскова прыгает, Осипенко - мешкает…
 
И тут командир увидела лоскуток чистой земли и снайперски точно посадила тяжелый самолет на болото!  
 
О судьбе Расковой, само собой, ничего не известно.
 
Долгие поиски. Лишние слезы
 
Сталин приказал найти пропавший самолет немедленно! Но только через девять суток - 3 октября - их обнаружил летчик Михаил Сахаров. Уже уходя из района поисков, заметил в болоте большой самолет, а возле него две фигурки, размахивающие куполами раскрытых парашютов. 
 
Сбросили записку: "Прилетим снова завтра" - с тем на радостях и повернул обратно.  
 
Всей операцией по поиску и спасению отважных летчиц руководили двое: флаг-штурман ВВС СССР А. Бряндинский и комдив Я. Сорокин - оба люди бывалые, решительные. Даже слишком... 
 
Комдив приказал Сахарову лететь вместе с ним - кто лучше дорогу покажет. 
 
Бряндинский, взяв без спросу самолет командующего армией Ивана Конева с командой парашютистов, вылетел к месту вынужденной посадки. С Сорокиным тоже полетело много народу: врач, 14 десантников, спортивные комиссары, чтобы составить акт о мировом достижении женского экипажа.
 
Два тяжелых самолета долго не могли найти "Родину" и хаотично кружили в предполагаемом районе. Пока "Дуглас" Бряндинского не ударил крылом по хвосту самолета Сорокина. Обе машины рухнули в тайгу. 
 
Теперь пришлось проводить уже две спасательные операции. И снова основным источником сведений был Сахаров. 
 
Через несколько дней Гризодубову и Осипенко вывели из лесов. На десятые сутки нашлась и заплутавшая Раскова. Истощала жутко. Но выжила - в глухой тайге, полной голодного зверья. С одним пистолетом и шоколадкой. 
 
Из Москвы в Хабаровск в адрес отважного экипажа пришла телеграмма: "Поздравляем вас с блестящим выполнением перелета! Ваша отвага, хладнокровие и высокое летное мастерство, проявленные в труднейших условиях пути и посадки, вызывают восхищение всего советского народа". О катастрофе и неудачах в газетах предпочли не упоминать.