Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Ребенок растет потребителем? Поздравляем!

Ребенок растет потребителем? Поздравляем!
Фото: В буфетах говорят, что школьники стали более бдительными и проверяют, какие пищевые добавки есть в лакомствах Фото: Максим ЛЮКОВ.
ТРЕБУЮ КАЧЕСТВЕННОГО ОЦЕНИВАНИЯ! 
 
Нередко родители сетуют: "Ребенок растет эгоистом, то ему дай и это купи. Законченный потребитель!" Так что это слово в народе намного чаще применяется в негативном смысле, чем как радостная весть: растет человек, который сможет грамотно удовлетворять свои потребности в социуме. Ведь в научном смысле потребитель - это тот, кто пользуется товарами или услугами для собственных нужд. Кстати, покупателем при этом может быть кто-то другой: скажем, одежда предназначена мужчине, а приобретает ее жена. Почему это важно? Да потому что мало кто из нас задумывается: по отношению к школе любой ученик - потребитель образовательных услуг. Хотя их заказчиком, конечно, являются родители. Так что бороться за потребительские права можно и в родном учебном заведении. Другой вопрос, что даже папы с мамами побаиваются требовать чего-либо от школ. А вот старшеклассники  уже пытаются.
 
- В 10-м классе учительница математики задалась целью доказать, что я не знаю предмет, и занижала мне оценки, - рассказывает ученица выпускного класса Лариса Кушак. - Но я сама пошла к директору и потребовала пересдачи у другого педагога. Я имею право, чтобы меня качественно оценивали. И получила заслуженные баллы! Хотя мама отговаривала, кричала, что меня вообще выживут из школы. 
 
ШУБА ДЛЯ МАМЫ - НЕ ПЕРВИЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
 
Какие у них есть права и обязанности, ученики узнают уже с 1-го класса, если в их учебном заведении введен спецкурс по выбору "Основы потребительских знаний". В качестве пилотного проекта в Украине его ввели еще 14 лет назад, а в последние пять лет Мин­образования рекомендует вводить в программу учебных заведений.
 
В одесской школе "Просвещение" в прошлом учебном году занятия для юных потребителей ввели в качестве эксперимента, а в этом - "Основы"  читают с 6-го по 11-й класс.  
 
- Эффект заметен: некоторые родители начали прислушиваться к детям при составлении семейного бюджета, - утверждает директор школы Татьяна Гришина. - Например, одна мама рассказала, как накануне Нового года они с мужем планировали покупки. И тут вдруг их сын, "подкованный" пятиклассник заявил: "Мама, твоя шуба - это не первичная потребность для нашей семьи. Нам важнее другие покупки" - и перечислил достаточно объективно то, что было значимо для всех, а не только для мамы. Учащиеся рассказывают, что теперь внимательнее выбирают продукты - читают этикетки, смотрят срок годности, находят более экономные варианты. Занятия интересные: дети готовят свои проекты по защите прав, рекламные ролики. Думаю, и в реальной жизни они способны доказать свою правоту. Тем более у нас экономико-правовые знания даются в комплексе, а это значит, что старшеклассники разбираются в законах, умеют подать иск, составить заявление о нарушениях их прав. Раньше этому не учили.
 
БИЛЕТЫ В МАРШРУТКАХ И ЧЕКИ В ЛАРЬКАХ
 
Оптимистично смотрит на молодежь и преподаватель экономики школы №210 Наталья Прокопенко. Она наблюдала, как девочка-подросток вполне справедливо требовала у продавщицы жалобную книгу, а родители пытались ее увести и замять скандал. Другое наблюдение: в семье ее ученика на следующий день после покупки сломалась пароварка. Родители пытались ее обменять, но не удалось: мол, товар по акции, со скидкой, чего же вы хотели? И только 15-летнему сыну удалось доказать свою правоту, ссылаясь на законы.    
 
Страх выглядеть склочным, желание не мелочиться - бич взрослого потребителя. К счастью, новое поколение все чаще по-европейски подходит к  этому вопросу. За границей скорее побоятся уронить достоинство, игнорируя свои потребительские права, не заботясь о качестве и соблюдении договоров.  
 
"Основы потребительских знаний" щедро наполнены практической информацией, что не  так уж часто встречается в школьных учебниках. Дети изучают штрих-коды, маркировки, учатся "рассекречивать" пищевые добавки и исследовать этикетки. Им объясняют, как обращаться в сервисные центры, как определять разброс цен на различные курсы и частные уроки и находить приемлемое сочетание цены и качества. Единственное, к чему можно придраться: некоторые советы оторваны от реалий. То есть в идеале у каждого предпринимателя есть кассовый аппарат, продавец киоска выдает чек, а водитель маршрутки - билет. Только в жизни все не так просто. Хотя… Если вырастут люди, которые будут требовать все, что им полагается по закону, возможно, "мир прогнется под них"?  
 
А КАК У НИХ? 
 
В США обучают азам этих предметов уже с 6 лет. В большинстве штатов - в обязательном порядке. А в Теннеси хотят научить детей, что такое взносы, на горьком опыте: родителей двоечников всерьез планируют обязать платить добавочный налог. Распространяется он лишь на пап и мам учащихся, которых оставили на второй год и у которых нет медицинских проблем. 
 
В Чехии с 12 лет школьники играют в деловые игры: получают зарплаты в условной валюте и рассчитывают на нее налоги.  
 
В Великобритании существует около 500 экономических курсов для школ, включающих знания о налогах и правах потребителей (их вводят с 11 лет). 
 
В Австралии экономика с 1-го класса, а у старшеклассников практические задания: находить нарушения потребительских прав и восстанавливать справедливость. 
 
В ТЕМУ
 
Заплатил налоги - радуйся! 
 
Полная версия курса для школьников будет доступна в конце учебного года.
 
 Потребитель и налогоплательщик - эти взрослые роли, которые предлагают осваивать современным школьникам, тесно связаны, как и соответствующие школьные факультативы. Если первый скорее о правах, то второй - больше об обязанностях. 
 
Авторы нового курса "Основы налоговых знаний" поставили, кажется, завышенную планку. Не просто подвести школьников к мысли: платить налоги необходимо, но и приучить радоваться по этому поводу. Возможно, детей будут готовить по примеру Германии, где недавно исследовали эмоцио­нальный эффект от уплаты налогов. Этот день приносит их гражданам большее ощущение удовлетворения, чем дата получения дохода. Почему же им отдавать приятнее? Оказалось, чем больше граждане Германии вкладывают в свое государство, тем выше их чувство защищенности, уверенность, что сильная система соцобеспечения станет щитом от житейских неожиданностей. Без подобных условий, сколько детям ни внушай позитив, ждать эффекта долго. Зато есть надежда, что школьники в будущем смогут, скажем, обнаружить ошибку бухгалтера в расчетном листке или оформить налоговые скидки.   
 
Учебник (авторы: А. Калач, Ю. Коваленко, Т. Забарная и др.) презентовали на днях и завезли 404,5 тыс. экземпляров в школы. Книжка пока тонкая - 128 страничек, ведь это пятая часть информации, которая будет в электронной версии. Полную версию обещают завершить до конца этого учебного года. Впрочем, на нее ориентироваться предлагают лишь тем, кто хочет изучать тему углубленно.  Поговаривают, есть еще причина: наше налоговое законодательство меняется так стремительно, что учебник пришлось бы переиздавать ежегодно, а в электронном виде вносить изменения намного проще. 
 
- Мы ввели "Основы налоговых знаний" как экспериментальный курс, - поясняет директор запорожского лицея "Логос" Анатолий Ривкин. - Что нравится: в учебнике словарь терминов, таблицы. Что предложил бы доработать: убрать сложные экономические термины и добавить практические задания.
 
Упражнения в учебнике такого плана: вычислить сумму НДС, определить налоги при разных суммах зарплаты, вспомнить льготы для тех, кто платит налог на доход. Историю налогообложения детям начали излагать издалека: от Киевской Руси. Во втором и третьем разделах авторы поясняют, зачем государству нужны налоги, знакомят с налоговым законодательством. Самая приближенная к жизни учеников часть - "Налоги в твоей семье". Ученики вычисляют суммы отчислений и сборов, которые платят родители.