Первая украинка, побывавшая в космосе, отмечает седьмую годовщину полета

Фото: Хайдемари Стефанишин-Пайпер. Фото: wikipedia.org
9 сентября исполнилось 7 лет с момента космической экспедиции женщины-астронавта NASA украинского происхождения - Хайдемари Стефанишин-Пайпер.

Отец Хайдемари родом из Львовской области, еще до войны уехал в Германию на заработки, там женился на немке. В 1947 году семья перебралась в США. Там и родилась будущая астронавтка.

В группу астронавтов NASA Хайдемари приняли в 1996 году. Она проходила военную службу в военно-морском флоте как офицер-инженер.

Выход в открытый космос астронавт в рамках миссии STS-115 (корабль многоразового использования "Атлантис") была первой космической миссией к Международной космической станции (МКС) после гибели корабля "Колумбия" (предыдущие миссии STS-114 и STS-121 были орбитальными и не предусматривали стыковки в космосе).

Задачей миссии были, среди прочего, доставка и установка на МКС новых солнечных батарей и замена оборудования. За установку батарей отвечала именно Стефанишин-Пайпер, которая стала восьмой женщиной-астронавтом NASA, осуществившей выход в открытый космос (всего таких выходов было 156 за историю NASA). Общая продолжительность полета составила 12 часов и 8 минут.

Предварительно старт этой миссии планировался на апрель 2003 года, однако с гибелью "Колумбии" старт был перенесен несколько раз. В итоге экспедиция стартовала 9 сентября 2006 года.