Джиму пошел уже 16-й год. Хотя для собаки это весьма почтенный возраст, семья Ерошкиных любит своего питомца, как и прежде. Пожилой пес - прямой потомок русских спаниелей, чудом уцелевших в войну в осажденном Ленинграде.
Блокаду перенесли семеро собак
Положив морду на передние лапы, добродушная псина внимательно слушает историю собственной судьбы.
- Вообще-то мы думали завести овчарку, - говорит, ласково трепля любимца за ухо, хозяйка Елена Николаевна. - И тут мужу принесли с работы Джимку. Теперь даже представить не могу, как мы без него жили. Пес уникальный!
- Милицейский! - уточняет глава семейства, полковник, ветеран МВД и один из лучших следователей Советского Союза по «убойным» делам Юрий Ерошкин. - Он даже на свет появился с официального разрешения. Моего личного.
В начале 90-х, незадолго до выхода на пенсию, Юрий Петрович работал первым заместителем начальника УМВД области. В то время в Луганском кинологическом питомнике жил легендарный спаниель Рада. Животное могло отыскать наркотики где угодно. Рада была признанной чемпионкой породы Союза и Европы. Следует отметить, что русские спаниели вообще не только отменные охотники, но и прекрасные следопыты и охранники. Именно эти их качества и ценят правоохранители.
- Не отставал от Рады и ее сын Тагир, - продолжает Юрий Петрович. - Я сам - не собачник, поэтому, когда почти 17 лет назад мой бывший коллега приехал в Луганск и попросил у меня официального разрешения случить Тагира с собакой, которую он с большим трудом отыскал где-то в Симферополе, я искренне удивился: «Мало, что ли, в Луганске спаниелей?»
А вскоре Ерошкину принесли лучшего щенка от Тагира. Кинолог объяснил, что Джим - прапраправнук знаменитой ленинградской Джолли - «матери» всех русских спаниелей, которых специально выводили для охоты на вальдшнепов.
В блокаду оставшиеся в осажденном городе заводчики отдавали породистым псам свою ежедневную пайку хлеба, лишь бы спасти новую породу. Тогда многие из них скончались от голода или погибли на передовой, а из более тридцати первых русских спаниелей блокаду пережили всего семеро.
Спас попрошаек от голода
Поселившись у Ерошкиных, Джим так ни разу и не побывал на охоте.
- Некогда мне было, да и вальдшнепы в наших краях не водятся, - машет рукой Юрий Петрович.
И все-таки заложенные в генах Джима великолепные охотничьи качества однажды случайно проявились - когда пес потерялся.
- Это случилось семь лет назад, - вспоминает хозяйка. - Выбежал за ворота - и как в воду канул. Искали две недели. На всех столбах расклеила его фото, напечатала несколько тысяч записок с просьбой сообщить, если увидят похожую собаку, раздавала их людям…
И вдруг Елене Николаевне позвонили. На одном из городских рынков кто-то заприметил двух малолетних девчушек-попрошаек, водивших на веревке золотистого спаниеля. Юрий Петрович по своим милицейским связям быстро узнал, где они живут.
Оказалось, семья была неблагополучной. Родители пили беспробудно, а дочерей заставляли попрошайничать. Пойманных на улице собак эти люди… ели. Соседки утверждали, будто весь огород у них усеян костями животных.
Вызволять домашнего любимца Ерошкины отправились с двумя милиционерами. И как же они обрадовались, когда из-за запертых дверей послышался лай Джима! Хозяин дома, увидев людей в погонах, немедленно отдал пса. А потом признался, что Джим в буквальном смысле слова кормил их семью, таская им из реки диких уток. Так что «пускать в расход» такую ценную собаку они и не думали.
…Месяц назад у Джима случился инсульт. Тогда нашлись доброхоты, посоветовавшие Ерошкиным усыпить спаниеля: мол, старый и все равно долго не протянет. Но любовь хозяев и усилия опытных ветеринаров сделали свое дело. Пес пошел на поправку.
- Друзей не предают! - хором сказали Ерошкины.
Примостившаяся у моих ног псина что-то тихонько прорычала в ответ. Думаю, на собачьем языке это означало полное согласие с хозяевами.
СПРАВКА «КП»
История русского спаниеля началась в 1885 году, когда страстному охотнику Великому князю Николаю Николаевичу прислали из Англии черного кокера по кличке Даш. Владельцами первых потомков Даша были в основном члены императорской фамилии или приближенные к ним лица.
От классических английских пород русский охотничий спаниель отличается, говоря языком кинологов, «высоконогостью». Высота в холке у кобелей колеблется в пределах 40-45 см. У собак сухая элегантная голова, темные выразительные глаза. Шерсть более гладкая и менее волнистая, поэтому пес меньше страдает от цепких семян болотных и луговых растений. Словом, отлично приспособлен к охоте на самую разнообразную пернатую дичь.