Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Охота на покупателя: как нам продают больше, чем мы хотим купить

Охота на покупателя: как нам продают больше, чем мы хотим купить
Фото: Это не вы ищете скидку, а она вас. Фото: Thinkstock.

Практика показывает, что украинцы не умеют и, что самое печальное, не хотят бороться за свои права. "Комсомолка" решила исправить ситуацию. В цикле статей "Клуб потребителей" мы вместе с юристами, специалистами по защите прав потребителей и профильными экспертами рассказываем, как добиться справедливости в различных сферах нашей жизни. Сегодня поговорим о непродовольственных магазинах.

Низкие цены и высокие заработки
 
Как известно, больше всего покупателя привлекают низкие цены, и об этом прекрасно осведомлены владельцы торговых сетей. Вы еще удивляетесь, что распродажи в наших магазинах проводятся чуть ли не каждый месяц? Не беспокойтесь: разорение торговцам не грозит. Знающие люди утверждают, что в период распродаж магазины зарабатывают в разы больше, чем в остальное время!
 
- Распродажи придуманы вовсе не для того, чтобы порадовать экономного покупателя, - говорит эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. - Разумеется, скидка - это проявление некой лояльности по отношению к клиенту. Но это еще и прекрасный инструмент для привлечения покупателей. Можно рекламировать тот или иной товар сколько угодно, но весь эффект будет побит скромным объявлением: "скидка 50%".
 
Тем, кто отправился на распродажу, эксперты советуют помнить: не покупатель охотится за скидкой, а скидка за покупателем! Основная задача продавца - раскрутить каждого, кто пришел в его магазин, на максимальное количество покупок. И в этом деле торговцы достигли виртуозности.
Рапсродажа - не повод отказа от гарантии. Фото: Thinkstock.
 
Уценка на наценку
 
Используя нашу жадность, специалисты по продажам без труда управляют потребителями и довольно быстро добиваются намеченных целей. Получить неожиданный подарок или скидку в 50 грн., купить дешево что-либо ценное -  эти и подобные им простые человеческие желания вполне естественны. И потребитель, привлеченный предложением сэкономить, зачастую готов исполнить любые желания находчивого продавца.
 
- Когда продавец предлагает вам купить холодильник за полцены, он, конечно, немного лукавит, - предупреждает эксперт. - В лучшем случае вы купите товар по себестоимости, но даже это крайне редкие ситуации. 
 
Дело в том, что в первые месяцы продажи товара на него накручивают 100, 150 и даже больше процентов от его себестоимости. Так что, скинув через годик 30-50% от этой цены, продавец совершенно ничего не теряет. Более того, он с лихвой возвращает себе деньги за залежавшийся товар, который так никто и не купил.
Фото: Thinkstock.
 
Магия перечеркнутого ценника
 
Однако нередко в магазинах действуют еще более цинично. Они накручивают цену на нераспроданный товар еще больше, а уже потом объявляют скидку. Причем это касается как одежды и обуви, так и бытовой техники, мебели и других крупных покупок. При таких псевдораспродажах используются так называемые ценники "с историей": это когда старая цена перечеркнута жирным крестом и рядом написана новая. Заметить обман могут только постоянные посетители магазина, да и то не все, а лишь самые внимательные.
 
Практика показывает, что скидки вынуждают людей приобретать то, что они никогда не купили бы, не будь на товаре магического перечеркнутого ценника. Яйцерезка, туфли на размер меньше, синтетический свитер ужасающего серо-буро-малинового цвета - такая "нужная" вещь обнаружится на антресолях каждого шопоголика!
 
Эксперты предостерегают: ни дешевизна, ни накопление всевозможных бонусов (еще одна популярная фишка наших магазинов) ни в коем случае не должны стать основными критериями при выборе товара. Покупайте только то, что действительно нужно. Помните, что в идеале вещь должна быть не дешевой, а по-настоящему выгодной, с оптимальным соотношением "цена - качество". 
 
В заключение нелишним будет напомнить: как только вы купили товар, "охота" заканчивается и продавец предпочитает о вас забыть. Но что делать, если после покупки у вас возникли не слишком приятные вопросы, а вы уже магазину неинтересны? Об этом читайте в наших "Историях из жизни". 
Фото: Thinkstock.
 
5 ПРОСТЫХ СОВЕТОВ ОТ "КП"
 
Как легко обезопасить себя от ненужных покупок: 
  • не посещать магазин в день зарплаты, 
  • не посещать магазин в часы пик, 
  • список покупок составлять заранее и следовать ему, 
  • не стесняться уходить из магазина без покупки, 
  • не покупать товар исключительно потому, что вам подошла цена.
 
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА 
 
Главное - не заразиться от толпы
 
- В толпе люди подхватывают друг от друга особое эмоциональное состояние, - говорит психолог Виктория Егорова. - Кроме того, следует учитывать пропаганду общества потребления, благодаря которой покупатели "заражаются" задолго до попадания в толпу, так что там на них давит уже двойной прессинг. В итоге, таки попав в "зону скидок", покупатель оказывается не в состоянии справиться с эмоциями. Чем больше людей, тем сильнее они подхлестывают друг друга, накаляя общий покупательский психоз. А накануне праздников покупательский инстинкт усиливается еще больше, ведь в торговом зале одновременно находятся люди, которые "подзаряжаются" друг от друга. 
 
ЖЕНСКОЕ ДЕЛО 
 
Шопинг является для женщин своеобразным лекарством от депрессии, и подтверждение этому нашли ученые. Оказывается, в момент покупки женский организм вырабатывает гормоны счастья - эндорфины. И чтобы не попасть в ловушку, расставленную собственными гормонами, психологи советуют: отправляясь в магазин в плохом настроении, не покупайте больше одной вещи, желательно недорогой. Ведь "гормональный эффект" от симпатичной безделушки будет таким же, как и от дорогущего платья! 
 
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ
 
Ситуации, которые наверняка знакомы не понаслышке практически каждому читателю "КП", нам прокомментировала юрист Наталия ЛЫСЕНКО 
 
История 1. Покупать ли шубу летом?
 
- Сейчас в магазинах серьезные скидки на меховые изделия, однако после случая, который произошел со мной в прошлом году, я зареклась "готовить сани летом", - рассказывает Ольга. - 27 марта прошлого года я купила себе норковую шубу с 40-процентной скидкой, о которой мечтала несколько лет. Понятно, что в это время надевать на себя норку было бы глупо, и я, запаковав покупку в специальный чехол, убрала ее на антресоли. Однако осенью, когда я наконец-то надела эту шубу, она пришла в негодность после первой же носки - мех просто разорвался возле швов. Создавалось впечатление, что шкурки высохли и потрескались. Я немедленно отправилась в магазин, но там отказались ее принять назад, мотивируя тем, что с момента покупки прошло почти 8 месяцев. "Вы бы еще через 5 лет пришли!" - заявили мне. Мои аргументы по поводу того, что летом шубы не носят, а я надела ее всего лишь раз, остались неуслышанными.
 
Комментарий эксперта:
 
- В соответствии с п.3 ст.7 Закона "О защите прав потребителей" гарантийный срок на сезонные товары (одежда, меховые и другие изделия) исчисляется с начала соответствующего сезона, установленного Кабмином: 
 
  • для изделий весенне-летнего ассортимента - с 1 апреля,
  • для изделий осенне-зимнего ассортимента - с 1 октября.
 
Также закон гласит: если гарантийные сроки на продукцию не установлены, покупатель вправе предъявить продавцу претензии, если дефекты товара были обнаружены в течение двух лет. Можно потребовать расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы либо замены товара на такой же или на аналогичный из числа имеющихся у продавца.
В данном случае Ольга может предъявить претензию непосредственно производителю либо продавцу шубы и требовать или полного возврата ее стоимости, или замены на другую. Если не удалось решить проблему мирным путем, советую до подачи иска в суд обратиться с заявлением в управление защиты прав потребителей. 
 
История 2. Туфли развалились через неделю
 
- Купленные на распродаже туфли "рассыпались" через восемь дней, - рассказывает наша читательница Светлана. - При этом надевала я их всего трижды, и по подошве было отчетливо видно, что они практически не ношенные. Кстати, при покупке продавец предупреждала меня о том, что обувь, купленная на распродаже, возврату не подлежит, и на этом основании даже отказывалась выписывать чек. Однако я настояла, и теперь, вооружившись "документом", отправилась в магазин. К сожалению, это ни к чему не привело, поскольку вместо гарантийного срока в чеке большими печатными буквами было написано: РАСПРОДАЖА. Именно на эту запись мне гордо указала продавец, а затем в очередной раз продемонстрировала объявление над кассой: "Товар, купленный на распродаже, обмену и возврату не подлежит". Но ведь даже на распродаже я заплатила за туфли больше 300 грн. - не слишком дорого для трех раз носки?! 
 
Комментарий эксперта:
 
- Согласно действующему законодательству продавец обязан выдать покупателю чек или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на товар. Отказ продавца выдавать чек - незаконный, поскольку именно расчетный документ является подтверждением сделки купли-продажи. С помощью чека можно не только требовать обмена товара, но и обязать продавца отремонтировать вещь.
 
В соответствии со ст. 9 Закона "О защите прав потребителей" покупатель имеет право обменять любой товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению. Это можно сделать в течение 14 дней, не считая дня покупки, если товар не использовался и сохранены товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки и чек. При этом есть исчерпывающий Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, среди которых: продовольственные товары, лекарственные препараты и средства, предметы сангигиены, зубные щетки, расчески, парфюмерно-косметические изделия, ювелирные изделия из драгоценных металлов. Обуви в этом перечне нет, что еще раз подтверждает: туфли вернуть можно.
 
Что касается гарантийного срока, то это время, в течение которого продавец (изготовитель) обязан бесплатно отремонтировать или заменить товар. Гарантийный срок обязательно указывается в документе, прилагаемом к продукции. В соответствии с ДСТУ 26167:2009 "Обувь повседневная. Общие технические условия" гарантийный срок составляет:
 
  • обувь для взрослого населения, повседневная с верхом из натуральной кожи, текстиля или комбинированным - не менее 30 дней;
  • обувь повседневная с верхом из синтетических и искусственных кож с кожаной подошвой - 40 дней;
  • с подошвой из кожи с резиновой накладкой - 45 дней;
  • с подошвой из кожволокна, стиронипа, транспорента, поливинилхлорида - 60 дней;
  • с подошвой из полиуретана, пористой резины, термопластичного эластомера - 70 дней;
  • обувь модельная независимо от материала, из которого изготовлена, - не менее 30 дней;
  • обувь для активного отдыха - 60 дней;
  • обувь домашняя и дорожная - 40 дней;
  • обувь детская, независимо от материала, - 30 дней. 
При этом писать в чеке вместо гарантийного срока слово "распродажа", тем самым намекая, что срока гарантии нет вообще, неправомерно. 
 
В данном случае Светлана имеет право требовать устранения недостатков за счет продавца, а если недостатки невозможно устранить или они настолько существенны, что не позволяют эксплуатировать изделие, продавец обязан заменить туфли или возместить их стоимость в день обращения или не позднее чем через 7 дней. 
 
История 3.  Бракованный уголок
 
- Купили с женой уголок на кухню. Долго выбирали, в конце концов остановились на модели из кожзаменителя за 2900 грн., - рассказывает житель столицы Александр. - Заказали доставку, и в тот же день нам подвезли покупку к подъезду. Припарковаться у нас особо негде, так что фургон доставки перегородил всю дорогу. Поэтому я попросил водителя помочь мне донести уголок до лифта и отпустил его. Пока мы освободили место на кухне, сделали небольшую перестановку, прошло часа полтора. А когда начали снимать с диванчика пленку, нас ожидал неприятный сюрприз - огромный порез сбоку на обивке. Магазин уже был закрыт, так что мы связались с ним только утром, тем более что в товарном чеке значился гарантийный срок - 2 года. Менеджер был очень вежлив, но непреклонен: назад они уголок не заберут, а сменить обивку могут только за дополнительную плату.  Аргумент железный: откуда они могут знать, что это не мы сами случайно ее порезали? Но я уверен, что обивку разрезали еще в магазине перед упаковкой, ведь упаковочная пленка на этом месте не имела никаких повреждений! 
 
Комментарий эксперта:
 
- Проверять купленный товар необходимо сразу же при его получении. В присутствии уполномоченного лица магазина или курьера покупатель должен вскрыть товар, осмотреть его, проверить наличие всех составляющих и соответствующих документов (чек, паспорт качества, гарантийный талон и т.д.). В идеале было бы неплохо, чтобы магазин предоставлял сборщика мебели.
 
Подтверждать своей подписью получение заказа следует только после того, как вы убедились, что все в порядке.
 
В данном случае речь идет все же не о гарантийном сроке, а о продаже товара с дефектами. Гарантия на товар распространяется лишь в том случае, если экспертиза покажет, что уголок испортил не покупатель. В противном случае никакой компенсации, замены товара, бесплатного ремонта и даже скидки при ремонте получить не удастся.
 
Отсюда следует однозначный вывод: проверка товаров при их получении - это основной способ обезопасить себя от покупки испорченной вещи. Не отпускайте представителя магазина или курьера до тех пор, пока не будет снята пленка и вы полностью удостоверитесь в том, что покупка не имеет никаких повреждений. 
 
Бесплатную консультацию юриста вы можете получить по телефону +38(099) 522-14-92. 
 
Первые выпуски нашего "Клуба потребителей" мы посвятили туристическим услугам, химчисткам, сервисным центрам по ремонту бытовой техники и электроники, супермаркетам, страховым компаниям, коллекторам, интернет-магазинам, ЖЭКам и покупке квартиры. Подробнее ЗДЕСЬ>>>