Некоторое время назад мы опубликовали статью «Если бы в Голливуде знали законы физики». Оказалось, что американские кинематографисты с этой наукой вообще не знакомы: самые эффектные сцены из блокбастеров попросту не могли бы развернуться в реальности, поскольку нарушают элементарные законы из учебников.
Но еще хуже киношники знакомы с историей. Буквально несколько недель назад вышли два хита - голливудский «10 000 лет до нашей эры» и российский «Мы из будущего», в которых полно смешных ляпов...
Потный мамонт строит пирамиды
В «10 000 лет до нашей эры» Роланда Эммериха - чистое недоразумение не только с точки зрения кинокритика, но и с точки зрения историка. Разумеется, сооружения в северо-восточной Африке строились без помощи мамонтов. Они там сроду не водились, а если бы туда и попали, вымерли бы от жары (с такими-то шкурами!). Что касается гигантских страусов-убийц, то похожие птички действительно существовали, но в Южной Америке, а действие фильма разворачивается явно не там.
Делать утварь из металла человек научился только за 5500 лет до нашей эры, ездить на лошадях - за 4000 лет до нее, приблизительно тогда же придумали и первый корабль, пирамиды в Египте начали строить около 2600 года, кукурузу и перцы чили вообще завезли из Америки где-то в XVI веке. Все это авторы сценария сочли совершенно не важным.
«Апокалипсис» для ученых
Фильм Мела Гибсона привел в ужас всех, кто хоть что-то знает о цивилизации майя. Гибсон превратил индейцев в дикарей (чтобы провести мысль о необходимости срочно обратить их всех в христианство). Но это была высокоразвитая цивилизация, породившая выдающихся математиков и астрономов.
Человеческие жертвоприношения имели место, но убивали лишь военнопленных и далеко не всех. Никому и в голову не могла прийти мысль захватить жителей мирной деревни, чтобы конвейерным способом вырвать у них сердца. Более того, Гибсон преспокойно соединяет разные фрагменты из долгой истории майя (это все равно что снимать приключенческий фильм про Россию и объединить там обычаи времен Дмитрия Донского с приметами сталинской эпохи). Достаточно сказать, что расцвет цивилизации майя закончился в 900 году н. э., а в финале фильма появляется испанский корабль, то есть действие разворачивается не раньше XVI века!
Безграмотность, Гомер, тугие паруса
В «Трое» тоже ошибок не счесть. Допустим, когда в финале греки хоронят павших воинов, они кладут им на глаза монетки. У греков действительно был такой обычай (чтобы душа покойника могла расплатиться с Хароном, перевозчиком через реку Стикс), но монетку они клали мертвецу в рот. И обычай этот возник через много лет после Троянской войны: в те времена и монеток-то не было, металлические деньги изобрели позже!
Другой фильм про древние времена, «300 спартанцев», изначально выполнен в эстетике мультика, и потому его сложно, наверное, обвинять в исторической неточности. И все-таки: у царя Леонида, когда он орет, в зубах видны современные пломбы; у других персонажей на предплечьях - следы от прививок; персидские всадники используют стремена, изобретенные лет этак через восемьсот после битвы при Фермопилах, причем в Китае.
|
В будущее - с фоткой
«Мы из будущего» - фильм о «черных следопытах», непочтительно обращавшихся с останками павших воинов. Кара приходит незамедлительно: герои проваливаются в прошлое и на своей шкуре понимают, как нелегко было защищать родину.
Перед тем как отправиться на войну, парни обнаруживают красноармейские книжки со своими фотографиями. Но в настоящих красноармейских книжках фотографий не было - и к тому же за 60 с лишним лет эти документы должны были бы истлеть! А еще на войне герои используют послевоенные подсумки и фляги.
Но еще больше ляпов допущено в том, что касается современности.
Корреспондент «КП» - Мурманск», пообщавшись с реальным «черным следопытом», узнал от него, что настоящий любитель раскопок не полезет в лес на «уазике», раскрашенном под попугая (наоборот, постарается не привлекать к себе внимания). Герои не используют металлоискатели (без которых на раскопках делать вообще нечего), зато много дерутся и почем зря напиваются водкой (опять же нехарактерные для поисковиков черты).
Император нервно курит
То, что в кадре иногда виднеются следы тракторов, а персонажи порою курят, Ридли Скотту можно простить. Ну забыл человек, что табак привезли из Америки только в XVI веке. И то, что его художники надстроили четвертый ярус к Колизею (в то время, когда разворачивается действие, ярусов было только три), тоже, наверное, не самая ужасная ошибка.
Однако страшно представить, что сделал бы с Ридли император Коммод, окажись режиссер в его распоряжении. Император в реальности был еще большим гадом, чем в фильме, но вот своего отца Марка Аврелия он не убивал (тот умер от ветряной оспы). Да и вообще правление Коммода продлилось не несколько месяцев, а целых двенадцать лет, и умер он не на арене, а в результате заговора, кульминацией которого стали отравленное вино и удушение.
Николай ГЕРАСИМОВ.
КТО ЕЩЕ ОШИБСЯ?
Очень много ляпов в «Титанике». Например, на крупных планах капитана корабля видно, что он носит контактные линзы. Герой Леонардо ДиКаприо говорит, что в Америке любил заниматься подледным ловом на озере Виссота - но это искусственное озеро, и было вырыто через пять лет после того, как «Титаник» утонул. Герои расплачиваются монетками с портретом президента Ф. Д. Рузвельта, а Рузвельт стал президентом через 20 лет после описанных в «Титанике» событий. Висящая на стене карта мира показывает страны с их современными границами.
В фильме «Девушка с жемчужной сережкой» виден человек, катающийся по Дельфту на велосипеде. Велосипед, однако, был изобретен в XVIII веке, а действие ленты про Яна Вермеера разворачивается в 1665 году.
А КАК У НАС?
Эдит Пиаф не пела Штирлицу!
Разумеется, отечественные кинематографисты - тоже не святые. Ошибались они примерно с той же регулярностью, что и голливудские коллеги.
В «Семнадцати мгновениях весны» Штирлиц и пастор Шлаг едут в машине, а по радио звучат две песни Эдит Пиаф - Je ne regrette rien и Milord.
Первая была написана в 1956 году, а вторая - в 1959-м.
В «Иване Васильевиче» милиционер спрашивает царя: «Год рождения?» Тот отвечает: «1533-й от Рождества Христова». Но во времена Иоанна Грозного в России было другое летосчисление, оно велось от сотворения мира! А управдом Бунша, «исполняя обязанности царя», держит в руках державу и скипетр (Жорж Милославский еще его поправляет, взглянув на древнюю настенную фреску). Но эти символы власти появились в России только в XVII веке, уже после смерти Ивана Грозного.
В «Войне и мире» Сергея Бондарчука герои смотрят оперу Клаудио Монтеверди «Коронация Поппеи». Между тем опера, написанная в XVII веке, в XIX не исполнялась: партитура была утрачена. Ее обнаружили только в 1888 году, когда никого из героев «Войны и мира» уже не было в живых.
Много веселья вызвал «Турецкий гамбит»: его герои в диалогах упоминают Мурманск. Между тем действие разворачивается в 1877 году, а Мурманск основали в 1916-м.
В финале «Офицеров» мы видим грудь капитана Трофимова, украшенную орденскими планками. Среди них - награда «За победу над фашистской Германией». Между тем этот персонаж во время войны только родился.
Конечно, у художественного произведения - свои законы, основанные в том числе и на вымысле. Нельзя требовать, чтобы фильмы превратились в учебники по истории. Но и совсем не знать учебников, берясь за исторические ленты, как-то, согласитесь, несолидно для уважаемых режиссеров. Взяли бы, что ли, подсказку зала...
А какие ляпы в фильмах заметили вы? Оставляйте их на сайте в откликах к этой статье