28 марта

Ученые-геронтологи: Тот, кто проживет еще 20 лет, сможет отметить и свое... 150-летие

Фото: Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.

БЕРЕМ ПРИМЕР С ЛЕТУЧИХ МЫШЕЙ

Недавно российские ученые провели уникальную операцию: удалось расшифровать геном - то есть весь набор генов в организме животного, которое живет более чем в 10 раз дольше своих сородичей. "Это ночница Брандта - летучая мышь массой 8 г, доживающая до 40 лет, в то время как обычно грызуны дотягивают максимум до 2 - 3 лет", - рассказывает один из авторов проекта, руководитель лаборатории генетики старения и продолжительности жизни Московского физтеха и Института биологии РАН Алексей Москалев.

Теперь геронтологи рассчитывают "опознать" именно те гены и механизмы, которые уберегают ночницу от старости и опасных болезней, встречающихся также у человека. Ведь у мыши Брандта вообще нет основных признаков старения - не дряхлеют мышцы, нет проблем с костями и, что особенно важно, никогда не встречается рак, очень распространенный у обычных грызунов. Ну чем не пример для подражания?!

- Мы предполагаем, что секрет защиты от рака и замедления старения кроется в том, что в организме ночницы обнаруживается множество копий особого гена, защищающего ее ДНК от опасных мутаций, - поясняет Алексей Москалев.

ПЕРВЫМ ПОВЕЗЕТ КИТАЙЦАМ?

- Больше всего денег на исследования по продлению жизни выделяет Китай, - рассказывает зав. лабораторией регенеративной медицины ФНКЦ им. Д. Рогачева, создатель международной базы данных по финансированию биогеронтологических разработок Александр Жаворонков. - На ближайшие 5 лет Поднебесная заложила на биомедицину 308 млрд долларов. США выделяют около 33 млрд в год. Дальше по убывающей идут Евросоюз и Япония.

Тем не менее Жаворонков видит перспективы оптимистично. "Уже мы с вами - и вы, и я, если не случится глобальной экономической или экологической катастрофы, будем жить радикально дольше". Сколько?

- Не хочу выдавать нездоровые сенсации, но даже если не появится ничего нового, а будут введены в практику открытия, сделанные до сегодняшнего дня, то люди смогут расширить себе жизненный горизонт минимум до 130 - 150 лет, - уверяет он.

Самым доступным на сегодня способом продления полноценной жизни эксперты считают регенеративную медицину. Речь идет о выращивании органов, их частей и тканей на замену износившихся с возрастом или поврежденных из-за болезней. Представьте себе: ученые уже смогли вырастить в лаборатории ткань человеческой сердечной мышцы - разве не чудо?

Другой вопрос - цена. По некоторым подсчетам, сейчас обновление большинства органов могло бы обойтись одному человеку примерно в миллион долларов. Однако эксперты единодушны: как только разработки начнут внедряться в практику, становиться все более массовыми, то неизбежно будут дешеветь и уже лет через 15 - 20 окажутся доступны многим.

Алексей Москалев с ночницей-долгожительницей. Фото: личный архив.

БУДЬ В КУРСЕ

Какие продукты нас старят быстрее всего

В общем, если мы хотим отмечать 150-летие, то нужно прожить более-менее здоровыми еще 15 - 20 лет. Ученые советуют обращать особенно пристальное внимание на еду. По словам Алексея Москалева, едва ли не самым опасным, активнее всего старящим нас продуктом является сахар. Точнее, пища с высоким гликемическим индексом - из нее глюкоза быстрее всего попадает в кровь, вызывая резкий скачок концентрации сахара (список таких продуктов вы найдете на нашем сайте). При этом происходит так называемое гликирование сосудов и тканей, предупреждают ученые и объясняют на простом примере.

Когда мы жарим котлету на сковороде, фарш покрывается корочкой - это результат взаимодействия сахаров с аминокислотами при высокой температуре.

"То же самое, только медленнее, происходит в нашем организме: сахар соединяется с белками стенок кровеносных сосудов, и при подогреве температурой нашего тела происходит "зажаривание", - поясняет Москалев. В итоге сосуды из эластичных и гибких превращаются в жесткие, хрупкие, ломкие, нарушается кровоснабжение органов и тканей. Страдают сердце, мозг, стареет весь организм.