Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Агент Абвера "Иванов" всю жизнь проработал шахтером

Агент Абвера
Фото: Из всех наград у Александра осталась только памятная медаль «50 лет КГБ». Не знала о его военной биографии и супруга (на фото). Фото: архив семьи Александра Малова.
Осенью прошлого года в Управление СБУ в Луганской области обратилась семья из города Красный Луч, искавшая архивные сведения о биографии отца и деда. Александр Малов работал скромным рабочим на шахте, рано ушел из жизни, однако, по семейным преданиям, имел богатое и таинственное военное прошлое.
 
Отец сказал: "Так надо"
 
- Отец умер в 1971 году, когда ему было всего 47 лет. Я был тогда еще юнцом и когда что-то пытался расспрашивать о военных годах, папа все отмахивался: "Еще рано говорить. Придет время - узнаешь", - говорит сын Александра Малова Валерий Александрович. - Помню, был еще совсем маленьким, когда он собрал все свои боевые награды и поехал в управление КГБ, а вернулся уже без них, лишь с памятным знаком "50 лет КГБ". Когда же я его спросил, почему у него забрали медали, он лишь сказал: "Так надо, сынок" - и вновь повторил: Придет время - узнаешь". Я тогда и представить не мог, что из-за секретности боевого прошлого отца это самое время придет лишь четыре десятилетия спустя…
 
- К сожалению, никаких материалов, которые бы касались этого человека, в архиве Луганского управления не оказалось. Не принес результата и запрос в областной государственный архив, - говорят в пресс-службе регионального управления СБУ. - Однако наши архивисты решили продолжить поиски. В итоге специалисты архивного подразделения управления СБУ в соседней Донецкой области обнаружили фильтрационное дело Александра Малова (так назывались материалы спецпроверки возвратившихся из плена и иностранных зон оккупации. - Прим. авт.).
 
Тут-то и выяснилось, что краснолучский шахтер запросто мог бы стать одним из прообразов главного героя известного сериала "Апостол". Во всяком случае насолил он немцам не меньше.
 
Германское командование было довольно
 
В Красную Армию 18-летний комсомолец Александр Малов вступил в 1943 году, перед этим сбежав из немецкого концлагеря в Сталино (Донецк). В октябре в Запорожской области его подразделение приняло неравный бой с немцами. С одним пулеметом и двумя гранатами парень около часа прикрывал отход товарищей. А когда патроны закончились, увидел, что на него идут танки. 
 
Пришел в себя он в каком-то сарае среди шестнадцати истекающих кровью советских солдат и понял, что попал в плен. Так в июне 1944-го отважный парень оказался во Львовском концлагере. Пока срасталась перебитая нога, сержант Малов строил разные планы побега. 
 
Однажды, построив пленных, немцы объявили: германское командование готово предоставить желающим возможность научиться водительскому ремеслу. Кто согласится, получит хороший паек, новую одежду и жилье. Причем уже не за колючей проволокой. Александр понял, что это его шанс вырваться.
 
Согласившихся перевезли в гостиницу возле Стрыйского парка. Но бежать оттуда, как изначально планировал Малов, было невозможно. Вскоре к ним стали наведываться немецкие офицеры, в основном русскоговорящие. Александр понял: идет серьезная проверка. И дело вовсе не в водительских курсах… Последний визитер сообщил ему, что "как благоразумного молодого человека" германское командование направляет его в разведшколу. А потом забросит в тыл Красной Армии со спецзаданием.
 
"Агент Абвера из плена прибыл…"
 
Так Александр Федорович оказался в разведшколе Абвера в окрестностях польского городка Бжоза. Здесь его обучали методам добывания разведывательных данных, топографии, способам перехода линии фронта, ухода от слежки и преследования, стрельбе, применению холодного оружия. Малов учился прилежно, заслуживая одобрение инструкторов и гитлеровских офицеров. Одновременно собирал сведения, которые могли пригодиться советской контрразведке. 
 
В начале сентября 1944-го его и еще одного курсанта по кличке Казачок, переодетых советскими офицерами, забросили под город Сандомир для глубокой разведки русских тылов. С собой у Малова были документы на имя младшего лейтенанта Александра Федоровича Иванова. Приземлившись, Малов и Казачок разделились. Александр и не думал выполнять задание, а сразу же отправился в первую же попавшуюся воинскую часть. Войдя в штаб, Малов положив кобуру с пистолетом на стол политрука.
 
- Примите, пожалуйста, оружие и сообщите в СМЕРШ, что сержант Малов, раненный и плененный в октябре сорок третьего года, после окончания разведшколы Абвера из плена прибыл! - отрапортовал агент Абвера.
 
 Политрук схватился за телефонную трубку…
 
- Первая беседа с советскими контрразведчиками длилась более десяти часов. Малов диктовал и диктовал данные о разведшколе Абвера, методах ее работы и обучения контингента, о курсантах, которые ее окончили или еще учатся. Он без запинки изложил сведения о 23 инструкторах и сотрудниках, - рассказывает руководитель архива УСБУ в Луганской области Василий Школа. - Данные, которые он предоставил, были настолько подробными, что у сотрудников госбезопасности возникли подозрения - не хорошо ли эта заученная легенда засланного вражеского агента? 
 
Однако проверка доказала, сбежавший от немцев агент не лжет. И тогда его решили отправить обратно. И вот в середине октября 1944 года Малов вновь оказался среди фашистов.
 
Причина провала - женщина
 
В конце октября в прифронтовой полосе были задержаны два агента Абвера, выпускники разведшколы, которые в списке Малова проходили под кличками Павел и Петр. На допросе они рассказали сотрудникам СМЕРШа, что в школу возвратился агент по кличке Иванов. Где он был больше месяца, неизвестно, но теперь у начальства в особом почете, получил повышение, оставлен работать в разведшколе. А оперативники СМЕРШа стали с регулярным постоянством передавать в штаб данные, собранные Маловым. Все шло хорошо, и вдруг ценный агент исчез.
 
- В разведшколе работала некая Лена. Пару раз Малов услышал, что она осторожными намеками осуждает немцев, - поведали архивисты СБУ. - Поверил, заговорил с ней о том, что советский человек всегда должен помнить о Родине. Она тут же донесла. После многочасовых допросов и страшных пыток агент СМЕРШа оказался в камере краковской тюрьмы. А затем в аду лагеря смерти Бухенвальд. На дворе уже была середина апреля 1945-го.
 
Из-за колючей проволоки Александр Малов вырвался вместе с тысячами узников Бухенвальда, поднявшими вооруженное восстание. А вернувшись в родной Донбасс, женился, дал жизнь двум сыновьям. И как настоящий контрразведчик прожил мирную жизнь тихо и незаметно. О героических перипетиях его биографии не догадывались не только коллеги-шахтеры, но и самые близкие люди. 
 
- Я очень благодарен сотрудникам СБУ за то, что спустя столько лет мы наконец-то узнали правду об отце, - говорит Валерий Александрович Малов. - Теперь его внукам и правнукам можно гордиться своим дедом. Он был настоящим героем. К большому сожалению, моему старшему брату и моей маме так и не довелось узнать о боевом прошлом отца. 
 
Официально 
 
Руководитель архива УСБУ в Луганской области Василий Школа:
 
- Пройдя соответствующую проверку в органах НКВД, в 1946 году Александр Малов вернулся на родину. Собственно, благодаря этой проверке (фильтрации), которую проходили тогда все репатрианты, сведения о беспокойной жизни Александра Федоровича сохранились до нашего времени. Хочу сказать, что в соответствии с указом президента Украины СБУ начала системный пересмотр архивных документов советского периода и отмену ранее присвоенных им грифов секретности. В отраслевом государственном архиве СБУ ныне хранится более 150 тысяч дел советского периода. В 2009-2010 годах непосредственно в Государственном отраслевом архиве СБУ пересмотрены и отменены грифы секретности для пяти тысяч таких дел.