Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Минздрав закупил скорые, соответствующие национальному стандарту

Минздрав закупил скорые, соответствующие национальному стандарту
Фото: Современные автомобили должны стать нормой и заменить собой изношенные и морально устаревшие кареты скорой помощи, коих у нас в стране подавляющее большинство. Фото: Максим ЛЮКОВ.
Так, благодаря новым автомобилям скорой помощи, а также созданию пунктов временного или постоянного базирования, в городах пилотных регионов врачи на 85 - 92% вызовов прибывают к больным за 10, в сельской местности - за 20 минут. В столице, печально известной своими пробками, - практически к каждому второму больному медики доезжают за 10 минут.
 
Как показывает опыт практикующих медиков, приобретенные реанимобили не только намного маневреннее старых, но и оборудованы по последнему слову техники. 
 
"Все хотят работать на новых машинах"
 
- Это уже современная европейская машина, маневренная, мощная, на вызов быстро приезжаем. Очень удобная. Сравнив их со старыми каретами медицинской помощи, можно только позавидовать такому оснащению, - подчеркивает водитель Киевской станции скорой помощи Анатолий Клопцов. 
 
- Все хотят работать на новых машинах. Но нам их закупили всего 57, а необходимо более 100 автомобилей. И за счет государственных субвенций запланировано в 2013 году обновить парк машин не только станции скорой помощи, но и по всей Украине. Для этого закупят более 1000 автомобилей, - раскрывает планы главный врач Киевской городской станции скорой медицинской помощи Анатолий Вершигора.
 
Однако не всем эта техника пришлась по душе. На днях в СМИ появилась информация о том, что МОЗ переплатил за скорые больше 50 миллионов гривен. Мол, эксперты Киевского научно-исследовательского института судебной экспертизы подсчитали, что стоимость одного такого автомобиля должна составлять около 465 тысяч гривен. Однако министерство потратило на каждую машину cкорой помощи типа В Peugeot Boxter по 649 тысяч гривен.
 
- Цены на машины скорой помощи обычно очень сильно варьируются из-за медицинских комплектующих, которыми оснащена машина, - рассказывают сами работники скорой помощи.
 
К слову сказать, автомобиль скорой медицинской помощи типа В на базе ГАЗ 3221 тогда предлагали по цене от 527 тыс. грн. (без НДС)!
 
Дорогая начинка
 
Напомним, Минздрав закупил скорые по 650 тыс. грн., как и в Волынской, Кировоградской, Ровенской областях. При этом сама машина стоит приблизительно 240 тысяч. Еще 260 тысяч стоит переоборудовать такую машину под потребности  скорой. Остальное - медицинская начинка. Как отмечают эксперты ГУО "Политехмед", стоимость автомобилей скорой помощи Peugeot Boxter типа В на шасси европейского автопрома в 2011 году составляла от 615 до 958 тыс. грн. в зависимости от особенностей комплектации медтехникой. Речь идет о ценах тех поставщиков, которые имели все необходимые согласно законодательству Украины документы на момент осуществления закупок. 
 
Однако оказалось, что в Украине закупали скорые и дешевле. Так, за 579 тыс. грн. АСМП типа В закупили в Харьковской области. Однако данная разница в цене обусловлена отсутствием в медико-технических требованиях тендерной документации двух позиций оборудования - дефибриллятора и электрокардиографа, стоимость которых варьируется 52 - 150 тыс. и 8 - 20 тыс. соответственно. Правда, такие машины не соответствуют Национальным стандартам Украины.
 
Еще дешевле были закуплены скорые в Севастополе - три автомобиля на базе шасси Renault Master по 400 тыс. грн. за каждый. Но они не зарегистрированы как изделие медицинского назначения, не имеют Свидетельства о государственной регистрации МОЗ Украины, а также в их комплектации отсутствует необходимое медоборудование. То есть такие автомобили не являются медицинской техникой, разрешенной Минздравом для использования при оказании медицинской помощи. И является ли эта экономия приемлемой - еще вопрос.
 
Реформы нужны не только в медицине, но и в душе
 
Стоит отметить, что в свое время в закупке карет скорой помощи по завышенным ценам обвинили экс-премьер-министра Украины Юлию Тимошенко. Следователи утверждали, что по ее распоряжению МОЗ в конце 2009 года приобрел тысячу автомобилей Opel Combo на общую сумму - 140 миллионов гривен, которые не соответствовали стандартам. 
 
Вероятнее всего, и нынешние проблемы профильного министерства некоторым образом связаны с делом Тимошенко. Хотя обвинения в адрес экс-премьера и обвинения в адрес нынешнего состава Минздрава кардинально отличаются. Если скорые, закупленные в 2009 году, действительно не соответствовали стандартам, то нынешние закупки карет скорой - проведены с соблюдением всех процедур, ДСТУ и ГОСТов.
 
- Машину можно укомплектовать дешевым китайским оборудованием, а можно закупить турецкое или европейское подороже, - рассказывают специалисты. 
 
К примеру, дефибриллятор может стоить 6 тысяч гривен, а может - 80 тысяч. Носилкоприемник при случае можно купить меньше чем за тысячу долларов, а можно потратить до 20 тысяч долларов. Собственно, по ГОСТу в каретах скорой в Украине должны быть только двигающиеся носилкоприемники. А они стоят дороже фиксированных. 
 
Кстати, из-за несоответствия нацстандартам, Министерство здравоохранения не только несколько раз возвращало закупленные скорые изготовителю, но и добилось начисления штрафных санкций за то, что поставщик не сделал все необходимые изменения в соответствии с требуемыми стандартами, не нарушая сроки.
 
Напомним, в 2011 году по результатам тендера была осуществлена предоплата фирме ООО "Крас" для изготовления карет скорой помощи на общую сумму почти 140 млн грн. Однако поставщик не выполнил условия договора и не поставил ни одного автомобиля скорой медицинской помощи в указанный срок. Это выяснилось уже после назначения Раисы Богатыревой на должность вице-премьер-министра - министра здравоохранения Украины. 
 
По ее инициативе государственным объединением "Политехмед" в защиту государственных интересов за несвоевременную поставку автомобилей для экстренной скорой медицинской помощи типа В было осуществлено начисление пени и штрафа в размере более 27 млн грн. в обращении в Хозяйственный суд г. Киева с исковым заявлением о взыскании денежных средств (штрафных санкций).
 
Постановлением Государственной исполнительной службы по заявлению МОЗ от 7 марта 2013 г. открыто исполнительное производство ОП N36962630 о принудительном взыскании с фирмы "Крас" в пользу государства штрафных санкций (пени) за невыполнение обязательства по договору в сумме 27 млн  грн.
 
Благодаря настойчивости Минздрава к сентябрю машины доделали и по своим функциональным особенностям они стали полностью соответствовать национальным стандартам, в чем уже успели убедиться и столичные медики, и их коллеги в пилотных регионах.
 
Они настаивают: подобные автомобили должны стать нормой и заменить собой изношенные и морально устаревшие кареты скорой помощи, коих у нас в стране подавляющее большинство.
 
- Это облегчает нашу работу и намного быстрее можно и доехать на такой машин, и быстрее поставить диагноз, и, самое главное, оказать квалифицированную медицинскую помощь, - убеждает врач скорой Александр Гончаренко. 
 
Только так каждый украинец - и не важно, живет он в столице или небольшом населенном пункте где-то в Закарпатье или Черниговской области, - сможет рассчитывать на оказание качественной и своевременной первой медицинской помощи. И только тогда цену человеческой жизни перестанут оценивать в денежном эквиваленте. Но для этого нужна реформа. Не только в медицине, но и в душе. Каждого из нас.