Загрузить еще

Почему погиб космонавт Комаров

Почему погиб космонавт Комаров
Фото: Перед полетом Владимир Комаров был в прямом смысле «здоров, как космонавт», улыбался и шутил. Он не знал, в каком режиме готовят к запуску его «Союз»... Фото: ИТАР - ТАСС/Валентин ЧЕРЕДИНЦЕВ.
Роковая спешка
 
Последний, кто видел его живым, был Юрий Гагарин. Их вместе привезли в автобусе на стартовую площадку, еще и трех часов не было - и не скажешь сразу, ночи или утра, и вместе же они поднялись на лифте на верхнюю площадку фермы обслуживания.
 
Гагарин был дублером Комарова. Появись хотя бы насморк у командира корабля, полетел бы космонавт № 1.
 
Крайне важно знать, какова была атмосфера накануне этого старта. Предельно напряженной. Все два года, истекшие после последнего пилотируемого запуска, шла ускоренная работа по созданию нового космического корабля 7К-ОК № 4, который в прессе именовали "Салют-1". Рабо­та нервная: правительство напоминало о близящемся юбилее - 50-летии Великого Октября. Новый успех в космосе был необходим, а дело сыпалось. Что-то получалось, что-то - ни с места.
 
Позже зам Сергея Королева академик Борис Черток скажет: "В эти первые пилотируемые "Союзы" была заложена технологическая ошибка, которой не было ни на предыдущих пусках, ни при всех видах ранее проведенных испытаний". Никто не мог крикнуть: "Остановитесь! Эти корабли нельзя пускать!" Нет Бориса Евсеевича, не спросить у него самого, почему он не сказал те слова...
 
23 апреля в 3 часа 35 минут первый "Союз-1" с человеком на борту стартовал. Через 540 секунд корабль отделился и вышел на орбиту искусственного спутника Земли. В бункере центра слежения на космодроме ждали первого доклада телеметристов. И сразу - удар по нервам: "Не открылась левая панель солнечной батареи..." Вскоре выяснилось, что не открылась дублирующая антенна телеметрической системы, а также не отошел козырек, защищающий солнечно-звездный датчик от выхлопов двигателей. Это означало: ни солнечная, ни звездная ориентация не пройдут. И это уже очень серьезно. Голос Комарова ясен, космонавт совершенно спокоен, хотя и он прекрасно все понимает.
 
Только после пятого витка Комарова пришло решение Госкомиссии о посадке. А космонавт между тем делает одну за другой попытки ориентации корабля. Безуспешно: его сковывает отказавшая техника. Тогда приняли решение сажать Комарова на 17-м витке. В этом случае для резерва, в случае неудачи, оставались еще два последующих витка.
 
На 17-м ничего не получилось. Волнение на командном пункте, казалось, достигло предела. Снова согласовывается с Госкомиссией вариант посадки на следующем витке... Не успели. Остался единственно возможный вариант. Гагарину поручено передать Комарову, какие операции необходимо тому совершить. Опыта, однако, в именно такой посадке у Комарова нет: на тренировках не отрабатывалось, надеялись, что дело до этого не дойдет. Дошло.
 
"Приземление прошло ненормально"
 
Комаров выданные ему предписания выполнил безукоризненно. Система ПВО обнаружила спускаемый аппарат в 6 часов 22 минуты и подтвердила расчет баллистиков - все по плану, Комаров идет на посадку в 65 км восточнее Орска. О трагедии никто и не помышляет. Более того: вздохнули свободно - обошлось, слава богу...
 
Руководство поздравило и поблагодарило участников круглосуточной вахты, к восьми утра всех пригласили на торжественный завтрак. Люди сидели, расслабляясь, и тут Гагарина вызвали на срочную связь...
 
Вернулся Гагарин: "Мне приказано срочно вылетать в Орск. Приземление прошло ненормально. Больше ничего не знаю". И исчез.
 
На месте приземления спускаемого аппарата группа поиска увидела ужасающую картину. Аппарат был сплющен и вошел на полметра в землю. Он был объят пламенем. Вокруг суетились местные жители. Люди попытались забросать огонь землей, это не удавалось. Только когда сели вертолеты группы поиска, огнетушителями сбили и задавили пламя.
 
Вопросов было множество, а главный - один: почему? Было ясно: что-то произошло с парашютами. Поисковики доложили, что видели спускаемый аппарат на парашюте, только он не опускался, а падал метеоритом, а над ним беспомощно бился вытяжной парашют. Основной нашли уже на земле, в контейнере, в оплавленном состоянии. Тормозной и запасной хорошо сохранились, но и они не сработали. Почему?
 
Созданные комиссии проделали колоссальную работу, чтобы ответить на главный вопрос: почему не вышел основной парашют? Большинство экспертов сошлись во мнении: тормозной парашют не смог развить необходимых для этого усилий. Эксперименты показали, что даже усилие в 2800 кг, равное весу спускаемого аппарата, оказалось слишком малым для вывода основного парашюта из контейнера. Если бы этот эксперимент поставили до полета Комарова, он остался бы жив. Скорее всего. Но еще не наверняка: слишком уж много было и других неполадок...
 
Не готов был "Союз" к тому полету. Только думать об этом в Политбюро никто не хотел. Ждали великого праздника, салюта. Не получился салют. Вместо него прозвучал траурный марш.