Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Украинское образование: финансируется хорошо, но неэффективно

В течение последних трех лет государственное финансирование сектора образования снижалось. Так, в 2010-м госбюджет выделил на образование 7,4% от ВВП, в 2011-м - 6,55%, а за первое полугодие 2012-го потратили всего 2,3% от ВВП. Однако, вопреки различным мнениям, система образования Украины финансируется хорошо, считает эксперт Центра социально-экономических исследований CASE Украина Ирина Орлова.

По ее словам, уровень расходов государства на систему образования значительно выше, чем в большинстве европейских стран. Эксперт приводит конкретные цифры: в Чехии государственные расходы на образование составляют порядка 4,4% ВВП, в Италии – 4,7%, в Германии, Польше, Венгрии – 5,1%.

- Учитывая негативную демографическую ситуацию в Украине и снижение числа учащихся, уменьшение финансирования образования является оправданным, - считает Ирина Орлова. -  Основная часть госфинансирования – около 40% - приходится на среднее образование, 30% - на высшее. И именно эти два сектора образования в основном и "пострадали" от урезания государственного финансирования. Количество школ за последние два года снизилось с 20,5 тыс. до 19,5 тыс., а университетов - с 674 до 661.

При этом эксперт напоминает, что в Украине, в основном, в сельской местности до сих пор существует более 500 школ, в каждой из которых учатся меньше 10 человек. Как правило, такие школы плохо обеспечены современными средствами обучения. Исходя из этого видно, что сокращение числа школ – это необходимая мера реорганизации системы среднего образования, прежде всего, для более эффективного использования финансовых средств. 

- И все же финансирование образования остается неэффективным, - продолжает эксперт. - Более 90% государственных средств идет на текущие расходы, прежде всего, зарплаты и коммунальные платежи. На капитальные расходы, то есть покупку оборудования, компьютеров, ремонт зданий идет не более 5% финансирования. Как следствие, качество образования оставляет желать лучшего, а профессия учителя остается одной из самых низкооплачиваемых и непрестижных среди молодежи.