Загрузить еще

9-летний вундеркинд из Черкасс: "Одноклассники говорят, что у меня звездная болезнь"

9-летний вундеркинд из Черкасс:
Фото: Лекция длилась 20 минут. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.

Лекция - дело ответственное. А если тебе всего девять и твои студенты - старше тебя на десяток лет, то  и подавно. Перед входом в аудиторию мама похлопала маленького лектора по щекам, потрогала ладонью лоб, поправила галстук.

Виталик одет как настоящий лектор - черный костюм-тройка, выглаженная рубашка с запонками. На руке роскошные часы - подарок президента ко Дню защиты детей. Ремешок великоват для тонкого запястья, циферблат предательски соскальзывает вниз. Но Виталик не смущается. Уверенно заходит в кабинет. Студенты - третьекурсники исторического факультета, мягко говоря, удивлены.
 
Видео Олега Терещенко.
 
"ПОКА ВСЕ НЕ РАССКАЖУ, ЛЕКЦИЮ НЕ ЗАКОНЧУ"
 
Даты, имена, события Виталик называет словно компьютер - без шпаргалки! Волнение выдает длиннющая и тяжелая для детской руки указка - то и дело задевает парту. С каждым таким стуком Виталик нервно перебирает пальчиками, немного запинается. Но потом снова жонглирует информацией. Даже от глотка воды отказался.
 
- Виталий Владимирович, может, хотите передохнуть? - пытается завершить лекцию взрослый коллега "преподавателя".
 
- Нет! Вот когда до монголо-татарского ига дойду, тогда и закончу. 
 
Итог: за двадцать минут Виталик Нечаев рассказал историю Украины как минимум за шесть веков.
 
- А почему вы за лектором ничего не записали? - спрашиваю у студентов. 
 
- Все, что он говорит, - это ж из энциклопедии, нам, историкам, толку от этого мало, - признается студентка Наталья. - Зато повторили то, что учили. Но в девять лет столько знать! Этот мальчик - точно уникум.
 
Для Виталика Нечаева это уже вторая лекция в вузе. Первую читал стоя на стуле - иначе из-за кафедры виднелась бы только его макушка. 
 
Но во второй раз решил встать перед студентами как есть, не взбираясь на стул. 
 
- Он своим рассказом так увлекся, что мог оступиться и упасть, - говорит директор Института истории и философии Черкасского нацуниверситета Василий Мельниченко. - Поэтому мы решили не рисковать. 
 
Оба выступления сорвали бурные овации в зале. Мы тоже поаплодировали и решили понять, как Виталику удается запоминать и хранить в голове столько информации и значит ли это, что он  в будущем станет великим ученым? 
 
СО СВЕРСТНИКАМИ - НАРАВНЕ
 
Откуда у сына дар, мама мальчика - 29-летняя Ольга не знает: в их роду до Виталика людей со сверхспособностями не было. До трех лет сын вообще не говорил, а потом вдруг одновременно защебетал и научился читать. Сказки проглотил  быстро, затем потребовал у мамы более серьезные книги - энциклопедии, учебники по истории, географии, астрономии. Сейчас в его библиотеке - больше сотни книг. Причем многие он может воспроизводить вслух, прочитав всего один раз - не ошибаясь в цифрах, датах, географических названиях.  
 
- Когда Виталик пришел в школу, мы очень удивились, - вспоминает директор Звенигородской специализированной школы Лариса Лазаренко. - Он очень отличался от своих одноклассников по уровню подготовки - память у него феноменальная!  Предложения строил очень грамотно - как взрослый.
 
Званий и регалий у Виталика - с десяток. Он - призер конкурса знатоков украинского языка имени Яцика, участник конкурсов по истории, физике, биологии, математике. В 2011 году получил премию "Гордость страны" в номинации "Редкий талант", тогда же стал лауреатом премии "Чудо-ребенок" для детей с уникальными умственными, физическими способностями или необычными умениями (получил звание "Самый удивительный"). 
 
Вне уроков ведет себя как обычный мальчишка - играет с одноклассниками в шашки, гоняет мяч. 
 
- Виталик - очень компанейский мальчик! - продолжает Лариса Григорьевна. - Но сказать, что он - гений, не могу. Многие дети к четвертому классу тоже за ним подтянулись. Например, по технике чтения - он не лидер в классе. Хоть и читает с трех лет. Рада, что его на лекции в университет позвали. Но не станет ли для него это чересчур большой психологической нагрузкой?
 
ВМЕСТО УРОКОВ - СЪЕМКИ 
 
Виталик и вправду выглядит уставшим. После лекции сразу спешит в столовую уплетать картошку с отбивной. 
 
- Его к лекции никто не принуждал, - говорит Ольга Нечаева. - Это желание сына. Он к ней даже не готовился накануне - сказал мне, что все и так помнит. 
 
- А вам его не жалко? Нагрузка велика...
 
- Он устал, конечно. Но мы будем набираться сил - не пойдем в школу. К тому же на следующей неделе у нас еще несколько съемок. 
 
Ольга гордится сыном. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.
Ольга гордится сыном-умницей и пытается рекламировать его знания повсюду. С удовольствием соглашается на съемки, приучает Виталика к камерам. Он и ведет себя почти как шоумен - позирует, рассуждает. О таких детях обычно говорят: это ребенок-проект. Учитывая, что растет мальчик в самой обычной семье со средним достатком, такой успех может иметь свои дивиденды.
 
- Безусловно, у Виталика - уникальная  память, - анализирует знания мальчика директор института Василий Мельниченко. - То, что он рассказал, лекцией можно назвать с натяжкой. Фактов мальчик знает очень много, но проанализировать их пока не может. В силу возраста. Тем  более в такой науке, как история. В ней даже взрослый не всегда логически сможет разобраться, а здесь 9-летний мальчик. 
 
- То есть ученый из него может и не вырасти?
 
- Не исключено. Сейчас его знания - это набор дисков с информацией, которую он считывает. Если что-то забудет или собьется, то Виталик как бы перезагружается. Он может и перегореть, и не стать ученым. 
 
Поэтому талант Виталика нужно оберегать и развивать - консультировать его с учеными, оздоравливать, поощрять. Причем на уровне государственной программы. 
 
Ну а с лекциями мы пока повременим. Возможно, позовем его к нам на 1 сентября -  приветствовать первокурсников. 
 
КСТАТИ
 
Виталика Нечаева поощрили в Черкасской ОГА - с 1 марта он будет получать персональную ежемесячную стипендию главы администрации Сергея Тулуба. А министр образования и науки Дмитрий Табачник пообещал мальчику отдых в "Артеке" уже этим летом. 
 
В ТЕМУ
 
Тест от "Комсомолки"
 
Пока юный лектор набирался сил в столовой, мы решили поговорить с ним о жизни, а заодно проверить эрудицию. Вдруг история Киевской Руси - это все, что Виталик знает?
 
- Как запоминаю? Не знаю, - рассуждает мальчик. - Само собой получается. Вот раньше хотел стать политиком-монархом, но передумал и решил пойти в ученые историки.
 
- То есть про Украину ты знаешь многое. Тогда скажи, кто у нас первый президент?
 
- Леонид Кравчук! 
 
- А Михаил Грушевский тогда кто?
 
- Та Украина по-другому называлась - Украинская Народная Республика. И было это в 1918 году.
 
- Какая область нашей страны граничит сразу с четырьмя странами? 
 
Виталик задумывается, нервничает. По всему видно, что быстрый ответ в голову не приходит. 
 
- Где-то на западе? - просит подсказку.
 
- Самая западная...
 
- А! Ужгородская! - восклицает. Но потом исправляется. - Закарпатская! 
 
Парочку наших загадок на смекалку Виталик не отгадал. Но ни капли не расстроился. И тут же пожаловался на одноклассников.
 
- Когда поделился эмоциями о прошлой лекции, они сказали, что у меня первые признаки звездной болезни. Так что об этой, может, уже и не расскажу. 
 
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
 
"Будьте осторожны с выводами"
 
- Действительно,- у людей с выдающимися способностями может быть особенное строение мозга, - говорит  доктор медицинских наук, детский психиатр Анатолий ЧУПРИКОВ. - Что касается гениальности этого мальчика, то за ним нужно понаблюдать, дабы убедиться - как его талант будет развиваться в будущем. И с выводами нужно быть очень осторожным. 
 
- Не портит ли его усиленное внимание публики?
 
- Сейчас многие родители рекламируют способности своих детей, считай, эксплуатируют и не видят в этом ничего плохого. 
 
Я думаю, что читать лекции, пусть даже короткие, в 9 лет рановато.