Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Напрасный труд: от каких уроков пора избавляться современной школе

Напрасный труд: от каких уроков пора избавляться современной школе
Фото: - Что, опять домашнее задание? Сказку почитать некогда! Фото: Максим ЛЮКОВ.
С каждым годом растет количество знаний, которые современный ребенок должен освоить еще в школе. В первую очередь это навыки работы с компьютером и иностранный язык, а лучше два. Причем это как раз тот случай, когда папа-мама ничем не помогут, потому что часто сами не могут делать того, чему учится их чадо. В результате к выпускному классу почти у 80% школьников проблемы со здоровьем, чаще всего со зрением. 
 
"ХОЧУ ЗНАТЬ АНГЛИЙСКИЙ, А НЕ УЧИТЬСЯ ВЯЗАТЬ"
 
Меньше всего вопросов в младших классах, потому что деток не перегружают. Тут волнует скорее вес портфеля на плечах, а не груз знаний. Но чем старше школьник, тем больше и нагрузка. Судя по нашему опросу, практически все родители полагают, что дети перегружены ненужными знаниями (см. результаты в табличке). Всего 3% проголосовавших считают, что в школьной программе все сбалансировано и менять ничего не нужно.
 
- Нагрузка большая. Например, в 6-7-х классах столько уроков, что и факультатив никой не дашь детям, у них и так по 7 уроков бывает, - согласен  директор одной из киевских школ.
 
Кажется, вывод ясен: пора выбирать, без чего можно и обойтись. Первыми в очереди на выбывание стали пресловутые труды - основы трудового воспитания, то есть кулинария, шитье и вязание для девочек, умение пилить-строгать-забивать гвозди для мальчиков.
 
- Мой сын в 6-м классе, и у них нет урока труда. В школе приняли такое решение, потому что класс специализированный - математика или информатика каждый день, - рассказывает мама школьника. - Мне не нравится такая отмена, и жаль, что у меня не спрашивали. Ребенок не знает толком, как гвоздь вбить, да и вообще очень мало делает по дому что-то руками.
 
А вот в старших классах отсутствию трудов порадовались бы все. Ведь школьники, которые решили осваивать рабочую специальность, уже поступили в колледжи и техникумы. Тем, кто собрался в вуз, пора сосредоточиться на предметах, которые предстоит сдавать. 
 
- В нашем  математическом лицее в 10-11-м классе отменили труды в пользу уроков математики, и я очень рада, - говорит мама выпускницы. - Дочка и так с утра до ночи за учебниками. 
 
Большинству детей предстоит выдержать три-четыре теста на ВНО, и к каждому приходится серьезно готовиться - конкуренция на бюджетные места большая. 
 
- Класса до 9-го труды нужны, не спорю. Необходимо научиться элементарным навыкам шитья, вязания, готовки, - говорит выпускница Светлана. - Но в старших классах  это напрасная трата времени. Я не вязать хочу, а английский учить! В крайнем случае, учились бы все вождению авто и получили бы права. Вот это реальная польза. 
 
Но не все так просто.
 
- Гимназии и лицеи когда-то убирали труды, урок "Защита Отечества". Сейчас за это дают по голове и заставляют уроки возвращать, - рассказали нам в одной школе. 
В результате убрать труды из расписания можно только в специализированных или экспериментальных классах. 
 
ПЕТЬ И РИСОВАТЬ ЛУЧШЕ ДОМА? 
 
Вопросы у многих родителей вызывают гуманитарные предметы вроде пения, рисования, художественной культуры. Дело вовсе не в том, что они чем-то не угодили. Просто выгода от иностранного языка или знания истории - очевидна. А вот предметы вроде "Человек и мир", "Правоведение" вызывают вопросы. Насколько квалифицированы педагоги, которые их преподают? Не получится ли, что время в школе потратят на пустую болтовню? Общее образование - это прекрасно, но не тогда, когда на более актуальные  знания не хватает времени. 
 
- У нас в школе художественная культура, что называется, "хромает". Предмет ведет учительница, которая специального образования не получала. В результате дочь об этих уроках говорит со скукой, а то и поправляет преподавателя, - говорит мама 10-классницы. 
 
Все чаще родители выступают за сокращение часов, потраченных на пение или рисование. Мол, талант есть далеко не у всех, а у кого он в наличии - лучше заниматься в кружках или специализированных школах. 
 
- Я считаю, убирать уроки эстетического направления неправильно. Основы рисунка, нотная грамота - кто расскажет все это взрослому человеку? Даже вовремя выяснить, что тебе это не дано, нет таланта, важно. А уж если есть? - отметил директор Игорь Петрович. - Да, родители хотели бы повычеркивать некоторые уроки. Но если слушать родителей, получится анархия. Основа должна быть общая. 
Сейчас около четверти предметов входят в вариативную часть, то есть могут меняться, исходя из специализации учебного заведения. 
 
- В учебном плане обязательна инвариантная часть, и в нее входят труды, музыка, пение. Изменять ее нельзя, и делать меньше часов тоже, иначе это невыполнение государственного стандарта. Но и перегружать детей никто не может, есть определенные нормы, - объяснили "КП" в отделе образования Киевской горадминистрации. - А есть вариативная часть обучения - занятия, которые выбирают родители, и по их заявлению можно вводить факультативно какой-то предмет. Например, в столице - "Киевский вальс" для старшеклассников. 
 
В ТЕМУ 
 
Какие занятия хотели вести, но не получилось 
 
Валеология - так называемая "общая теория здоровья", объединенный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью, предмет подвергался критике со стороны академической науки и церкви. 
 
***
 
Основы сексуального (или полового) воспитания - много о них говорили, но так напрямую и не включали в расписание, предмет тоже предлагается как факультатив и преподается по желанию родителей. 
 
***
 
Основы христианской этики. Одно время урок был добровольно-принудительным, его настоятельно рекомендовали вводить в школе. Сейчас этот предмет вводят по выбору родителей и преподавателей. 
 
КОМПЕТЕНТНО 
 
Через пять лет старшеклассникам предоставят больше выбора 
 
С сентября этого года в средней школе вводятся новые учебные планы. По ним, например, в 5-м классе у всех появится второй иностранный язык. Затем, с 2018 года, по-новому начнут учиться и в старшей школе. 
 
- В новой  программе увеличивается вариативная часть, то есть факультативы, курсы по выбору, - говорит Сергей Дятленко, начальник отдела нормативного обеспечения и организационной работы МОН. - К 2018 году в старших классах соотношение обязательных и вариативных предметов будет примерно 50/50. Обязательными останутся языки, математика, природоведческий курс, физкультура, история. Многое будет зависеть от профиля обучения, который выберет школьник. 
 
А КАК У НИХ? 
 
Демократия, ислам и деньги 
 
В этом году в школах Болгарии начали вводить новый предмет под названием "Демократия". Проект стартовал в старейшей языковой гимназии Болгарии. В страну приехали преподаватели из Германии, которые помогли болгарским коллегам составлять учебные планы и проводить первые занятия. 
 
Есть особенности школьного обучения в европейских странах с большим количеством мусульманского населения. В десятках школ Дании и Германии местные власти решили ввести в учебную программу начальной школы изучение основ ислама. Предмет будут изучать наряду с основами Евангелия и католицизма в Германии или кальвинизма - в Дании. 
 
Более практичное начинание в этом году появилось в России. В пяти регионах соседней страны появились уроки финансовой грамотности. Детей научат планировать семейный бюджет, расскажут о работе банкомата, объяснят плюсы и минусы кредитной системы.
 
Нужно ли пересматривать нагрузку школьников?
 
Следует сильно пересмотреть программу, школьники учат много ненужной информации 43,48%
Да, убрать или сократить пение, рисование или труды в пользу второго иностранного языка 38,41%
В младших классах все в порядке, а вот в старших нужно разгрузить 6,17%
Только в специализированных классах - пересмотреть часы в пользу профильных предметов 6,17%
Нет, все сбалансировано  3,43%
Думаю, старшеклассникам труды уже не нужны 3,16%