24 декабря
Загрузить еще

Секреты работы радаров ГАИ: как уехать от штрафа

Секреты работы радаров ГАИ: как уехать от штрафа
Фото: Показания прибора не всегда становятся причиной для штрафа. Фото: автор.
Превышение скорости - пожалуй, самое распространенное нарушение в нашей стране. Каждый украинский водитель хотя бы раз в жизни нарывался на "скоростной" протокол. Ведь, когда вашу машину тормозит инспектор, может показаться, что выхода нет - прощайте, денежки. Большинство водителей соглашаются со всеми грехами и, получив штраф, уезжают. Но гаишники тоже люди и тоже могут ошибаться. А стоит ли платить штраф, если нарушение зафиксировано не совсем законно или же на запрещенный прибор? 
 
"Комсомолка" попыталась разобраться. 
 
ФОТО НЕ ПРЕДЬЯВИЛИ - НЕ ЗАПЛАТИЛИ
 
Трасса Киев - Чернигов. Наш автомобиль мчится с ограничением 90 км/ч на максимально допустимой скорости (110 км/ч ). Вдруг из-за кустов выходит инспектор ГАИ и указывает своим жезлом на наше авто. Тормозим.
 
- Куда спешите, - с широкой улыбкой начал беседу инспектор. 
 
- Еду в пределах правил, - отвечаю.
 
На что гаишник показывает нам старый "фен", на котором светятся электронные цифры 111 км/ч. 
 
Как инспектор мог измерить именно наше авто, учитывая, что на трассе было еще шесть машин, и почему использует старый прибор без фото- и видеофиксации? Ответов на эти вопросы инспектор не нашел, но и штраф не выписал. 
 
Как оказалось, таких историй происходит сотни в день. Ими активно делятся водители на автофорумах. Это при том, что в начале зимы экс-руководитель ГАИ Украины Валерий Лозовой обещал всем водителям, что начиная с нового года инспектора будут использовать только новые приборы, которые оборудованы фото- и видеофиксацией, а старые добрые "фены" спишут на свалку. 
 
В Госавтоинспекции нас заверили: процесс запущен и к лету на дорогах Украины не останется ни одного старого прибора. А пока новых измерителей скорости не хватает, приходится использовать то, что есть. Но законно ли? 
 
- Главная проблема водителей - незнание своих прав, - говорит юрист Николай Лукьяненко. - Если заглянуть в Административный кодекс, можно найти статью 251. В ней четко сказано, что доказательством нарушения могут быть лишь данные прибора с фото- и видеофиксацией. Значит, показания "фенов" для штрафа не годятся. 
 
По словам Николая, если гаишник упорно желает составить на вас протокол, следует предупредить, что его решение будет обжаловано и в случае вашей победы в суде он будет привлечен к дисциплинарной ответственности согласно приказу МВД №77. Как правило, после такого предупреждения инспектор с водителем не связывается. 
 
Правозащитник и автор бестселлера "100 аргументов против штрафов ГАИ" Владимир Караваев уверен, что фиксировать нарушение на "фен" можно только со свидетелями. В противном случае его показания не законны. 
 
- Кто даст гарантию, что это именно ваша скорость? Чтобы мерить таким прибором, нужно, чтобы рядом с инспектором находился свидетель, - говорит Караваев. 
 
НЕ СПЕШИТЕ СОГЛАШАТЬСЯ 
 
Даже если вас тормознули на прогрессивный радар "Визир", который имеет и фото-, и видео­фиксацию, не стоит впадать в отчаяние. Как утверждают специалисты, половина из выписанных протоколов составлены с нарушениями. А значит, штрафы не законны. 
 
- Огромная ошибка - не идти смотреть видео. Ведь инспектор требует, чтобы вы безупречно соблюдали правила, а мы вправе потребовать, чтобы он также фиксировал нарушения, - говорит Владимир Караваев. - На фото должен быть только автомобиль нарушителя. Если видно хоть краешек другой машины, фиксация нарушения незаконна, потому что замерена уже может быть и не ваша скорость. 
 
По словам Караваева, также стоит обратить внимание на то, видны ли на фото знаки ограничения скорости или городской застройки. Если нет, значит, локация для засады ГАИ выбрана неправильно и протокол можно обжаловать. 
 
- "Визир" не имеет GPS-авигатора, и никто не может сказать, где фото сделано, - говорит Караваев. - Например, вас засекли на скорости 100 км/ч. Есть фото, на котором видно заснеженное поле. Но кто даст гарантию, что оно не сделано на трассе Киев - Борисполь? А там лимит уже 140.
 
Как оказалось, можно придраться и к высокотехнологичным TruCam. Дело в том, что американский прибор может мерить скорость на расстоянии до 1200 метров. Этим порой и пользуются работники ГАИ.
 
- Были случаи, когда замеры производились в метрах 400 от знака ограничения, - говорит Караваев. - Потому перед тем как подписывать протокол, оцените ситуацию. И если есть претензии, впишите их в протокол. 
 
Какие бывают ИЗМЕРИТЕЛИ СКОРОСТИ 
 
"Беркут"
 
  • Дальность действия не менее 400 метров.
  • Диапазон измеряемых скоростей от 20 до 250 км/час.
  • Фото- и видеофиксация отсутствуют. Имеет погрешность в 3-5 км/ч. Используется в основном в регионах. В сырую погоду может выдавать большую погрешность. 
"Радис"
 
  • Дальность действия 800 м.
  • Диапазон измеряемых скоростей 10 - 300 км/час.
  • Погрешность 3 км/час.
  • Так как данные в памяти "Радиса" хранятся всего 10 минут, если потянуть резину,  можно уничтожить улики. 
 
TruCam 
  • Дальность действия 1200 м.
  • Диапазон измеряемых скоростей от 0 до 320 км/ч.
  • Погрешность 2 км/ч.
  • Считается самым совершенным прибором, который сконструировали специалисты НАСА. Ест компьютерное наведение и GPS навигатор. 
"Арена"
 
  • Дальность действия до 1,5 км.
  • Диапазон измеряемых скоростей 20 - 250 км/час.
  • Такие приборы используются в Киеве и работают на проспектах в стационарном режиме. Данные о нарушителе передаются на ближайший пост. 
  • "Визир"
  • Дальность действия до 400 м.
  • Диапазон измеряемых скоростей от 20 до 150 км/ч.
"Визир" один из самых распространенных радаров ГАИ. Он устойчив к температурам. Но так как у него отсутствует лазерное наведение, порой грешит показаниями. И меряет скорость даже заправок.