Загрузить еще

"Титаник" для Сталина

2 декабря 1941 года произошла трагедия, страшной славой затмившая все предыдущие катастрофы на море. Ее могло бы не быть.

Полнейшая растерянность, которая царила в начале войны, давала свои всходы в виде неоправданных потерь. Чаще всего это случалось из-за отсутствия связи и согласованных действий между военными и гражданскими. То, что произошло на Черном море и в Балтике, - самое страшное, самое жуткое начало, какое только можно было представить.

Дело "Ленина". Снова и снова...

По глупости - иначе и не скажешь - было потеряно много судов. Причем носящих очень звучные имена. По этой причине большинство катастроф было засекречено.

Первым погиб пассажирский пароход "Ленин". Немцы целенаправленно охотились за ним: потопить судно с таким названием и хорошенько о том протрубить - в пропаганде дело беспроигрышное. Ясно, как отреагируют советские люди: "Если уж такой пароход не смогли уберечь…" Но вмешательство фрицев не понадобилось...

24 июля 1941 года "Ленин" вышел из осажденной Одессы вместе с двумя другими пароходами. На борту было около 5500 человек. Охранение - всего один сторожевой катер… Через два дня пароход напоролся на советскую мину и продержался на плаву менее десяти минут. Пассажиров погибло больше, чем на трех "Титаниках". Но это было только начало...

 

Кто следующий?

О том, что это будет "Иосиф Сталин", боялись даже подумать. Хотя всем было понятно, что для немцев такая добыча еще более лакома. Потому "вождя" берегли как зеницу ока. Придали целый флот охраны: 19 кораблей - от тральщиков до эсминцав. Трудно было врагу, однако, к "Сталину" подобраться… А и не понадобилось.

2 декабря на его борт поднялись 5589 бойцов и офицеров - гарнизон оставленного полу­острова Ханко (всего в тот день мини-флот принял около 8600 человек). В каюты, рассчитанные на трех человек, втискивали целый взвод. Командир "Сталина" Евдокимов всерьез опасался, что судно потеряет устойчивость прямо у стенки. Капитан Николай Степанов был целиком с ним согласен.

Тральщики не обнаружили не только немецкое, но и родное минное поле, отмеченное на сек­ретных картах. Прошел, не задев мин, и эсминец. А "Сталину" не повезло...

Сильный взрыв посреди ночи потряс судно, погас свет. Бойцы попытались было выскочить на палубу, но командиры перекрыли двери во избежание паники. Свет снова зажегся. И окончательно погас после второго, еще более сильного, взрыва. Теперь началась настоящая паника. Раздался и третий взрыв - и на "Сталине" стало твориться невообразимое… Офицеры пытались удержать обезумевших людей, рвавшихся к шлюпкам. Раздавались выстрелы… Некоторые стрелялись сами… И тут - новый взрыв, оторвавший нос "Сталина".

И в это время проснулась финская батарея. Один из снарядов попал в ближайший к носу трюм, где были сложены боеприпасы. Снаряды сдетонировали, над судном взметнулся высокий столб пламени. На миг стало светло, как днем...

 

Подошедший под огнем эсминец "Славный" смог снять с гибнущего "Сталина" более полутора тысяч человек. Кого-то удалось спасти тральщикам, но очень немного: люди прыгали с борта и, падая в ледяную воду, гибли на глазах. Тут последовал и приказ с берега: кораб­лям охранения следовать к Гогланду, где располагалась советская военная база.

Турбоэлектроход "Иосиф Сталин" с пока еще живыми 2500 человек остался один.

 

Приказ - добить!

На рассвете 4 декабря командир охраны водного района Гогланда, капитан 1 ранга Иван Святов, отдает ошеломляющий приказ: "Двум большим торпедным катерам потопить беспомощно дрейфующий в районе Таллина турбоэлектроход "­Иосиф Сталин".

И до сих пор остается тайной, чья на самом деле это была идея. Не мог Святов сам взять на себя такую ответственность, и можно предполагать, что приказ этот поступил из Москвы. От кого? Не от самого ли Берия? Не исключено. Но вполне может статься, что в полной сумятице и при плохой связи с Москвой кто-то из высоких чинов Балтийского флота счел необходимым уничтожить судно, носящее имя великого вождя. Допустить, чтобы он так бездарно достался врагу, - это прямое предательство. Что за этим должно последовать, нетрудно представить.

Всю информацию о трагедии решили засекретить, а корабль пустить на дно - будто его никогда и не было. Но в тот день сильно штормило, шел мокрый снег. И только погода спасла тех, кто оставался на "Сталине": командиры катеров просто не нашли цель.

В плену

В тот же день к "Сталину" подошли немецкие тральщики и две шхуны. Немцы поднялись на борт, приказали сдать оружие. Всех снятых со "Сталина" немцы отправили по разным лагерям.

Капитан Николай Степанов, покинувший судно последним, попал на работы в Tаллинский порт - пилил там дрова. Через связных он передавал на советскую сторону данные о движении немецких судов и грузов. Когда наши пришли в Таллин, его расстреляли. Сочли предателем не только за то, что был в плену, но и за то, что не уберег судно. Такая же судьба постигла и командира лайнера капитана 1 ранга Евдокимова.

Самого "Сталина" выбросило сначала на мель, а позже и дальше - на берег. Еще в конце пятидесятых годов его останки ржавели на берегу возле порта Палдиски. Многие и не знали, что это за корабль был. Так верно хранили секрет о трагедии советского "Титаника" даже после смерти человека, давшего ему имя...

2 декабря 1941 года в 21:00 отряд кораблей вышел из гавани полуострова Ханко и взял курс на остров Гогланд, где располагалась советская военная база. На корабли приняли более 8600 эвакуируемых защитников Ханко, из них около 5600 человек - на "Иосифа Сталина", до 600 - на каждый из эскадренных миноносцев и по 300 человек на каждый изшести тральщиков. В 01:09 отряд попал на минное заграждение. В течение четырех минут у четырех передних тральщиков полностью или частично вышли из строя тралы. Дальше конвой пошел, что называется, "на ощупь". Никто не мог гарантировать безопасного прохода, но отступать уже было некуда.

5589 человек принял на борт "Иосиф Сталин"

1740 спаслись

3849 погибли

2224 человека принял на борт "Титаник"

711 спаслись

1513 погибли

Кликните для увеличения

Около 01:15 со "Стойкого" передали: "Мина слева", "Иосиф Сталин" уклонился вправо. Не обнаружив мину, о которой сообщили с эсминца, на транспорте положили "лево руля", чтоб снова выйти в кильватер флагманскому кораблю. Примерно в 01:17 без существенного вреда для судна слева взорвалась мина. Другая мина взорвалась с некоторой затяжкой справа, около 01:18. От сотрясения руль оказался заклиненным в положении "лево". Теряя ход, "Иосиф Сталин" прошел по инерции около 550 метров, вышел за кромку тральной полосы и в 01:22 подорвался кормой на мине, получив при этом тяжелые повреждения. Взрывом оторвало руль и гребные винты, сбросило за борт ящики с багажом, которые при лунном свете принимались потом за плавающие мины. В 01:26, в то время как на "Славном" готовились взять поврежденный "Иосиф Сталин" на буксир, он подорвался на мине носовой частью.