Этим материалом мы начинаем публикацию цикла воспоминаний людей, которые всегда стояли за спиной у властей предержащих.
Михаил Степанович Докучаев - один из тех генералов первой величины, кто отвечал в КГБ за охрану высшего руководства СССР и возглавлял особый отдел по выявлению и обезвреживанию предателей внутри наших спецслужб.
Вот отрывки из нашего разговора...
Ядовитый вопрос
- Михаил Степанович, ходили ли разговоры между охранниками - мол, отравили Сталина?
- Ребята в охране работают разные. Все было… Однако каких-то дурных проявлений в отношении охраняемого лица на моей памяти у нас никогда не было. На этот счет у нас всегда глаз за всеми был… и друг за другом тоже! Поэтому, я думаю, вряд ли Сталина отравили, хоть и хвалился Берия Молотову, дескать, убрал его… Скорее от старости со Сталиным все произошло. Ему ведь 74-й шел. А потом почти треть века быть во главе такой страны, да еще в такое время, - тоже не шутка. По себе знаю, какое тогда напряжение было!
- Раз вы отвечали за охрану руководства, значит, вы должны были отвечать и за возможность отравления руководителей?
- Я вам вот что скажу. Я лауреат Государственной премии 1986 года, но в другой области, в области выявления диверсионных ядов. Я был инициатором создания аппаратуры, способной практически мгновенно (буквально за 5 секунд) выявлять яды для тайных убийств в окружающем пространстве, ну и… вообще. Например, во Дворце съездов, где могло одновременно находиться до 6 тысяч человек, достаточно было одной капли отравляющего вещества, чтобы никого не осталось в живых. А наш аппарат, умещавшийся в чемоданчике, непрерывно выдавал экспресс-анализ и тем самым контролировал возможное появление диверсионных ядов вроде фосгена или иприта. Когда в Америке в одном из залов, где проходила встреча руководства двух сверхдержав, мы открыли этот чемоданчик, американцы сразу прибежали выяснять: что это такое? Им объяснили и показали нашу машинку в действии. У них просто челюсти отвисли. Вроде тоже сверхдержава, а в этом от нас отстала.
Смерть шпионов
- Был у нас особый отдел во внешней контр-разведке, которым руководил я. Его создали в начале 1972 года по указанию Андропова. Главной задачей отдела было обеспечение безопасности советской разведки от проникновения в нее предателей. Их розыск. Собственно говоря, это была судоплатовская линия, но применительно к нашим дням (Павел Cудоплатов - знаменитый советский контрразведчик, отвечавший за ликвидацию предателей Родины. Организатор убийства Троцкого. - Прим. ред.). Многих мы нашли. Большинство из них были уже старые, дышали, как говорится, на ладан, и Андропов сказал: "Ну что с них теперь взять? Вот если бы их вытащить из-за границы сюда… " Особенно это касалось сбежавшего советского резидента в Австралии Петрова (Владимир Петров с женой выдали имена 600 советских агентов-нелегалов. - Прим. ред.). Он очень большой вред нанес. Только мы подготовили операцию по захвату и переправке его в Москву, а он… скончался. И Олег Лялин (был завербован МИ6, стал причиной провала 105 наших разведчиков. - Прим. ред.) в Англии не дождался принудительного возвращения его на Родину - тоже скончался.
- А что, теперь уже не могут таких личностей выкрасть и доставить сюда на суд?
- Не то время. Я скажу так. Сейчас столько предателей, что на все операции против них просто людей не хватит. У преданных делу чекистов не будет другой работы, кроме как предателями заниматься.
"Пощадите сына!"
- Внук Хрущева, Юрий Леонидович, судился со мной, считая, что я в своем исследовании "Предатель или герой?" оклеветал и оскорбил его отца Леонида и деда Никиту Сергеевича Хрущева. Поводом послужили приведенные мною данные о том, что первый сын
Н. С. Хрущева Леонид повинен в убийстве человека и работал во время войны на немцев в плену...
- Однажды, во время войны, Сталину позвонил с фронта Хрущев и настоятельно просил принять.
Хрущев излагал свою просьбу один на один.
Говоря, Никита Сергевич заплакал. Мол, сын виноват‚ пусть его сурово накажут‚ только не расстреливают…
Сталин ответил: "Я ничем помочь не могу".
Хрущев упал на колени. Умоляя‚ он стал ползти к ногам Сталина‚ который не ожидал такого поворота дела и сам растерялся.
Сталин попросил вынести Хрущева в соседнюю комнату‚ пригласить врачей и привести Никиту Сергеевича в чувство.
Утверждается‚ что в этом заключается главная причина всех нападок Хрущева на Сталина и одна из главных причин разоблачения культа личности.
Однако жизнь коварна‚ и Хрущев не избежал своего позорного конца. По выражению Черчилля: "Хрущев начал борьбу с мертвым и вышел из нее побежденным".
Продолжение в следующем номере.