- Мы в проекте не участвуем! - сразу пресекли мои расспросы в НПО машиностроения - знаменитой челомеевской фирме, в 60-х годах - главного конкурента ОКБ-1 Королева. - Продали старую технику, и все!
Я, честно говоря, такую суровость не очень понял. Проект у Excalibur Almaz не самый сумасбродный. Да, авантюрный. Но разве космические корабли, которые ваяли на этом предприятии сорок лет назад, не были авантюрой? И может, нынешней российской космонавтике как раз не хватает вот таких проектов - рискованных и... романтичных.
Что же придумали западные инженеры и финансисты (именно они - костяк Excalibur)? Идея простая: возить на Луну туристов-экстремалов, используя старые советские технологии. В первую очередь корпус орбитальной станции "Алмаз". Такие были запущены на орбиту под именем "Салют" (кстати, на "Салюте-3" даже была пушка, для того чтобы отбиваться от супостатов). Программу в 80-х годах свернули. Корпуса остались.
Остались от проекта "Алмаз" и транспортные корабли снабжения. В отличие от всем нам знакомых "Союзов" челомеевские ТКС могли доставлять больше груза и на орбиту, и на землю. Функционально-грузовой блок корабля можно было использовать в составе орбитальной станции. А возвращаемый аппарат предполагалось запускать на орбиту до 15 раз (у "Союзов", кстати, спускаемые капсулы - одноразовые).
ТКС тоже испытали в космосе, правда, пилотируемого полета не было. Но факт есть факт: на НПО машиностроения оказалась, по сути, бесхозной вполне перспективная система. Ведь собственные орбитальные станции России теперь не нужны - есть международная, корабли тоже - мы никак не можем доделать новый под кодовым названием "Русь".
А вот энтузиастам понадобились. Купленные аппараты перевезли на британский остров Мэн, где Excalibur Almaz устроил себе штаб-квартиру, и дорабатывают. Генеральный директор компании Арт Дьюла уже заявил, что готов продавать билеты для желающих облететь Луну. Стоимость поездки - 150 миллионов долларов. Идея такая: переделать "Алмаз" в межпланетный корабль, снабдив современными двигателями и системой жизнеобеспечения, вывести на орбиту, ТКСом привезти на него туристов. И отправить малой скоростью на облет спутника Земли.
|
Обе эти задачи пока выполнить частной компании очень затруднительно. Во-первых, "Алмаз" собираются отправить к Луне с помощью ионных двигателей Холла (а для такой махины их еще надо разработать). Да и скорость они развивают малую - в лучшем случае такая экспедиция займет полгода (в то время как американские "Аполлоны" долетали за три дня).
Даже если предположить, что компания найдет толстосумов, готовых полгода болтаться в космосе, вопрос: а удастся ли создать надежную систему жизнеобеспечения? Одно дело: станция летает на околоземной орбите, случись что - космонавты прыгают в спасательный корабль. А как спрыгнуть по дороге на Луну?
Арт Дьюла говорит, что уже около 200 миллионов долларов потрачено на разработку двигателей. Всего же превращение боевого "Алмаза" в межпланетный отель обойдется почти в 300 миллионов. И деньги могут найтись, только если появится доброволец-турист, готовый выложить кругленькую сумму за неизвестно когда возможный полет.
И все же, может, и не такие в Excalibur Almaz прожектеры? Вон несколько лет назад мало кто верил, что частная компания Space X сможет разработать свою ракету и свой пилотируемый корабль. А вот, пожалуйста: и Falcon 9 летает, и Dragon с грузами с МКС стыкуется.
Но даже если проект Арта Дьюлы не оторвется от земли, многое для дальнейшего развития космонавтики он уже сделал. Он вытряхнул из ангаров НПО машиностроения запыленные корабли, он поставил их в просторном ангаре и водит туда экскурсии. Лекции о проекте слушают школьники (увы, не в России), и у них загораются глаза! А что лучше для воспитания будущих инженеров, программистов, ученых?
В свое время я видел аппараты, купленные Excalibur Almaz на НПО машиностроения. Попасть на предприятие стоило больших трудов - оно выпускает секретные ракеты. А так "Алмазы" увидит кто-то еще, кроме оборонщиков.