23 ноября
Загрузить еще

Как отправиться в полет, чтобы не подвел самолет

Как отправиться в полет, чтобы не подвел самолет
Фото: Сотни украинцев застряли в зарубежных аэропортах из-за проблем у крупнейшего отечественного авиаперевозчика. Фото: Артем Слипачук.

Задержки и отмены рейсов компании "Аэросвит" показали, насколько бесправными могут быть пассажиры, если у перевозчика случились проблемы. Испорченные отпуска, сутки ожиданий в аэропортах на чемоданах, поиск альтернативных вариантов маршрутов, опоздание на работу и многие другие неприятности… Через это прошли тысячи украинцев. И проблемы возникают не только у украинских авиаперевозчиков - в мире ежегодно банкротится по несколько десятков авиакомпаний, так что шанс купить несчастливый билет вовсе не нулевой. 

Сегодня попробуем разобраться, как максимально себя обезопасить от неприятностей со стороны авиаперевозчиков. Тем более что уже пора планировать отдых на весенние праздники. 

РЕЙТИНГИ И ОТЗЫВЫ 

Предугадать на 100%, вылетит ли ваш рейс вовремя, невозможно. Погодные условия, забастовки работников авиакомпаний и персонала в аэропортах - со всем этим сталкиваются туристы по всему миру. Хотя  шанс попасть в такую ситуацию значительно ниже, чем вылететь позже по вине авиаперевозчика. И если для вас время вылета стоит на первом месте, то стоит изучить всевозможные рейтинги пунктуальности авиакомпаний. Их периодически публикуют как аэропорты, так и Госавиаслужба Украины, печатают в СМИ. Кстати, если проанализировать последние данные, то злополучный "Аэросвит" был лидером среди компаний, чьи рейсы задерживались чаще всего. 

Стоит почитать форумы, связанные с туризмом. Там можно узнать отзывы реальных пассажиров о разных перевозчиках. Они честно расскажут, входит ли в стоимость билета багаж, какого размера чемодан можно брать с собой, какой тип самолетов обслуживает тот или иной маршрут и как компания компенсирует пассажирам задержки рейсов.

ПЛАНИРУЕМ ПЕРЕСАДКИ ПРАВИЛЬНО

Добраться прямым рейсом из украинских аэропортов можно, к сожалению, далеко не в любой зарубежный город. Поэтому многим туристам приходится учитывать стыковки и пересадки. 

Специалисты советуют четко различать понятия "стыковка" и "пересадка" - их часто употребляют неправильно. Итак, стыковка - это полет с посадкой в одном или нескольких пунктах, при этом на всем протяжении рейса действует один и тот же авиабилет. Самый важный момент тут заключается в том, что согласно правилам авиаперевозок компания, по вине которой вы опоздали на свой стыковочный рейс, обязана предоставить питание и гостиницу, если туристу предстоит ждать ночь до своего рейса. Если самолет из пункта А в пункт В задержался, а рейс из пункта В в пункт С уже улетел, то вам нужно найти дежурного администратора авиаперевозчика, предъявить билет, и дальше уже он должен заниматься вашими проблемами. 

Если же вы купили билет на рейс одной компании, а планируете пересесть на рейс другого перевозчика, то в случае опоздания первого самолета  никто вам ничего не будет должен. Поэтому пересадки стоит делать только в том случае, если вы прилетели в транзитный город на день-два, чтобы его посмотреть. Так, пассажиры того же "Аэросвита", которые задержались в каком-то аэропорту и должны были пересесть на самолет другой компании, не имеют права на компенсацию за второй и все последующие рейсы. 

ПРОХОДИМ ДОСМОТР И СОБИРАЕМ ВЕЩИ 

Еще одно важное отличие "стыковки" от "пересадки" заключается в оформлении багажа и регистрации на рейс. В первом случае вы сдаете багаж в начальном пункте, а получаете его уже в конечном. Также и регистрация на все рейсы происходит только один раз. При стыковке в промежуточном аэропорту нужно пройти лишь контроль безопасности. 

При пересадке вам придется в транзитном аэропорту выйти из транзитной зоны, пройти процедуру получения багажа, таможенного контроля, потом снова зарегистрироваться на рейс и сдать багаж. Это все может занять несколько часов. 

При стыковках багаж нередко улетает не туда. Поэтому если у вас запланирована пересадка, то правильно соберите ручную кладь. Чтобы не оказаться в незнакомом городе без сменного белья, опытные путешественники берут в   ручную кладь комплект одежды хотя бы на один день - например, запасную футболку, шорты, купальник, нижнее белье. С запасной одеждой ждать багаж как-то проще. При этом чаще всего доставка  улетевшего не туда багажа занимает несколько дней. 

В случае если ваш багаж все-таки потерялся, по законодательству "авиакомпания несет ответственность за потерю или недостачу багажа, принятого к перевозке, в размере его действительной ценности, но не более 20 долларов США за 1 кг его массы". Правда, стоит помнить, что искать потерянный багаж будут ровно 21 день. И только на 22-й день он будет считаться окончательно утерянным. 

СТРАХОВАЯ И ТУРОПЕРАТОР НЕ СПАСУТ

Некоторые украинские страховые компании предлагают услуги страхования туристов от невылета. Мы было обрадовались и попытались выяснить, можно ли купить полис, который бы компенсировал испорченный отдых или хотя бы компенсировал стоимость билетов. Оказалось, что не все так просто.

- В перечень рисков, которые покрывает страхование на случай невозможности совершить поездку, не входят стихийные бедствия, военные действия, переворот в стране пребывания, эпидемии и отмены рейсов по вине перевозчиков, - рассказали нам в одной из крупных страховых компаний. - Также не покрываются ошибки консульских служб, туристических фирм и других юридическими и физическими лицами, которые имеют отношение к подготовке, организации и проведению путешествия.

Как оказалось, в перечень рисков входят:

* болезнь (не во время эпидемии), несчастный случай, смерть застрахованного или членов его семьи;

* повреждение имущества в результате пожара, воздействия окружающей среды, внешних факторов, а также умышленное нанесение ущерба имуществу клиента третьими лицами;

* рассмотрение в суде дела, в котором  застрахованное лицо берет участие; 

* призыв на срочную военную службу; 

* не получение въездной визы. 

Интересно, что ответственность за задержки или отмены рейсов не хотят на себя брать и туроператоры. 

-  В случаях задержки или отмены рейсов мы поддерживаем туристов морально, - рассказали нам у одного из туроператоров. -  Все эти вопросы находятся в сфере компетенции МИД. 

КСТАТИ

На какую компенсацию рассчитывать 

Большинство компаний, которые объявляют себя банкротами, все-таки выплачивают своим пассажирам компенсации. Кстати, обещает это делать и "Аэросвит", для этого нужно заполнить соответствующую форму на их сайте. 

Согласно правилам авиаперевозок, если ваш рейс задержали, то у вас есть право на компенсацию. Авиакомпания должна накормить, напоить вас или поселить в отеле. 

Нормы такие: 

* задержка более чем на 2 часа - пассажирам предлагаются прохладительные напитки;

* более чем на 3 часа - пассажирам предлагаются услуги связи, питание, напитки;

* более 6 часов - пассажиров размещают в отеле, обеспечивают питанием, напитками. 

Если же рейс совсем отменили, то вам могут предложить поменять билет на другую дату  или отправить ближайшим рейсом этого или другого перевозчика. 

Дополнительная компенсация в обоих случаях зависит от километража расстояния до пункта назначения и составляет:

* 250 евро - для рейсов дальностью 1500 км или меньше;

* 400 евро - для рейсов дальностью от 1500 км до 3500 км;

* 600 евро - для рейсов дальностью более 3500 км.

Компенсация выплачивается, если промежуточным, отправным или пунктом назначения является одна из стран Евросоюза. При этом компенсация не платится, если вам предложили  прибытие в конечный пункт не позднее чем: 

* через два часа - для всех рейсов дальностью до 1500 километров; 

* три часа - для всех рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;

* четыре часа - для остальных рейсов. 

ВОПРОС ДНЯ

Многие украинские путешественники пострадали из-за банкротства авиакомпании "Аэросвит". В связи с этим мы советуем, как лучше подбирать рейсы и стыковки и путешествовать без неприятностей. Наш вопрос: 

Какие случаи с вами происходили в поездках?

Рисунок Олега ЛОКТЕВА.

Александр БРИГИНЕЦ, депутат Верховной Рады:

- Как-то ехал на машине по германскому автобану с почти пустым бензобаком. Был вечер пятницы, смеркалось. Я решил заехать в небольшой городок, полагая, что там должна быть хоть какая-нибудь заправка. Машина застыла при въезде в населенный пункт. Попытался остановить проезжающие - ноль реакции. Наконец подъехал какой-то немец. Говорит, мол, зачем стоишь тут? В Германии уик-энд! Я ему - да вот, тебя жду. Больше мне помочь некому! У него чудом оказалась канистра, и он залил мне бензин.

Вадим МИЧКОВСКИЙ (Дядя Жора), шоумен:

- В Египте я заказал номер в отеле с видом на море. А когда вселились, то оказалось, что с одного окна действительно видно море, а с другого - большую стройку. Но ничего, старались смотреть в окно, где видно море.

Александр МИТЬКО, руководитель департамента по подбору персонала угольного объединения, Донецк: 

- Впервые оказавшись в Израиле, я отбился от коллег и заблудился. К тому же не включился роуминг, и я не мог никому дозвониться. Катастрофа! И тут смотрю - мимо проходит Валентин Гафт. От безнадеги пристроился за ним… И - о чудо! - артист вышел на стоянку именно в том месте, где меня ожидала наша делегация.  

Сергей БЕРШОВ, альпинист, Харьков:

- Самое тяжелое ожидание было, когда вертолет не прилетал неделю из-за непогоды. Это случилось под пиком Коммунизма на Памире, оттуда невозможно уйти пешим путем со всем снаряжением и оборудованием.

Екатерина ГАГАРИНОВА, PR-менеджер, Симферополь:

- Возвращаясь из Барселоны, я в аэропорту на минутку отошла примерить несколько пар очков, но увлеклась и пропустила свой самолет. Потом пришлось сутки в аэропорту сидеть. Теперь стараюсь перед вылетом больше ничего не покупать.

Сергей ЕСУЕВ, программист, Днепропетровск:

- На днях летал в Калининград из Киева и обратно. Время рейса в Калининград дважды переносили, из-за чего я опоздал с прибытием на два часа. Когда через неделю летел в Киев, рейс отложили на три с половиной часа. И если в первый раз я ничего не потерял, то во второй - опоздал на поезд в Днепропетровск и 

Дарья, читательница сайта kp.ua:

- Когда я ездила к родным в Казахстан, к нам в вагон подсели артисты Казахской филармонии. Оркестр не смолкал всю дорогу, а во время остановок артисты даже выходили на перрон и играли там. Это был для меня самый длинный симфонический концерт.